Директор краевого департамента образования и науки Татьяна Хлопова доложила начальникам управлений образования, директорам школ, бухгалтерам, экономистам и учителям, собравшимся в студиях городов и районов края о том, как идёт процесс повышения заработной платы в муниципалитетах, а также остановилась на вопросах и проблемах, которые должны быть решены в каждом муниципальном образовании в первую очередь.
В первых строках своего выступления Татьяна Павловна обратила внимание коллег на то, что программа модернизации образования имеет три составляющие: создание современной образовательной среды в образовательных учреждениях, повышение среднего уровня зарплаты учителям и выполнение обязательств, взятых на себя субъектом. И не одна часть проекта не может считаться приоритетной.
- Сегодня мы подошли ко второму этапу модернизации системы общего образования, - сказала Татьяна Хлопова. – В настоящее время происходят колоссальные финансовые вливания в образование, такого ещё никогда не было. И следующие два года работы будут очень сложными, потому что финансирование, по сравнению с этим годом, будет увеличено многократно.
Далее Татьяна Павловна привела несколько цифр: в 2011 году субсидии из федерального бюджета составили 918 миллионов рублей, в 2012 году эту сумму планируется увеличить почти до трёх миллиардов.
Основной вопрос, который предстоит решить каждой школе в самое ближайшее время – как грамотно распорядиться финансами, какие вопросы необходимо решить в первую очередь. Это при том, что федеральные субсидии могут быть использованы только для приобретения оборудования, транспорта, учебных пособий. Заработная плата учителям и педагогам дополнительного образования должна повышаться только за счёт региональных средств.
Каждое муниципальное образование края должно чётко знать – какая сумма на финансирование системы образования ему причитается, а каждая школа определиться – какое оборудование ей необходимо – это было подчёркнуто особо.
Директор департамента образования и науки Краснодарского края заметила, что сегодня большинство наших учителей могут адекватно анализировать и сопоставлять уровень своей заработной платы и понесённых трудозатрат. И, каждый педагог, работающий в школе, должен ясно осознавать, что в ответ на повышение заработной платы он должен работать на качественно новом уровне, давать знания, на которые рассчитывают и родители, и ученики. Основная задача системы образования – улучшение условий обучения и воспитания школьников – и основной акцент делается на выполнение именно этой задачи.
Краснодарский край, в числе 44 субъектов Российской Федерации взял на себя обязательства повысить среднюю заработную плату учителям и довести ёё до среднего уровня зарплаты в экономике региона. И эти обязательства были выполнены. Если в первом квартале 2010 года средняя зарплата учителей составляла чуть более 14 тысяч рублей (16,5 тысяч в экономике), то к 1 сентября 2011 года она выросла до 17 776 рублей. Средняя заработная плата учителей Северского района составила19 тысяч 500 рублей.
Губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв инициировал повышение обязательств субъекта в рамках общенационального проекта и взял обязательства повысить заработную плату не только учителям, но и другим работникам образования – школьным психологам, социальным педагогам, логопедам, педагогам дополнительного образования. Их среднемесячная зарплата возросла с недавних 7 тысяч до 11 тысяч рублей.
Однако на сегодняшний день в Краснодарском крае есть несколько районов, где среднемесячная зарплата учителей не дотягивает до средней по экономике. Среди них – Крыловской, Кущёвский и наши соседи – Абинский.
В некоторых же районах края зарплата учителей столь стремительно опередила среднюю по экономике, что этот факт вызвал беспокойство краевых руководителей: за счёт чего мог произойти подобный рост и достоверны ли цифры, указанные в справках и отчётах? Например, в Белореченском районе средняя зарплата учителей на 40% выше среднемесячной по экономике.
На следующий год губернатор Краснодарского края поставил задачу увеличить среднемесячную зарплату учителей до 20 тысяч рублей. А пока что первое место по уровню заработной платы занимают учителя сельских школ – это около 42% от общей численности педагогов общеобразовательных школ. Второе место занимают учителя малокомплектных школ, и замыкают тройку лидеров учителя городских школ, которых тоже около 42%. Половина учителей в нашем крае имеют среднюю зарплату выше, нежели работники, занятые в экономике региона.
Но самое разительное увеличение заработной платы произошло у молодых учителей. Со стажем работы до 5 лет они в среднем получают почти 15 тысяч рублей. И такой подход к решению материальных проблем молодых педагогов уже возымел свои результаты: если ещё недавно их было 7,6% от общего числа учителей, то сегодня молодых – 11,3%.
- Сегодня многие наши коллеги неправильно понимают заявления руководства о повышении заработной платы, - сказала в ходе совещания директор департамента образования и науки Краснодарского края Татьяна Хлопова. – Следует помнить о том, что речь идёт именно о средней заработной плате. Естественно, что в каких-то школах она будет больше, в каких-то меньше. Механической уравниловки нет и быть не должно. Но ситуации, когда на коллектив из 16 педагогов приходится три управленца – нужно пересматривать и более оперативно решать вопросы экономического управления – резюмировала Татьяна Павловна.