RU EN DE

Бог идет на страдание

25.04.2016
Бог идет на страдание
24 апреля, Православная Церковь вспоминает событие Входа Господа в Иерусалим перед Своими страданиями, являющегося одним из 12-ти особых праздников христианского календаря. И на этом дне завершается «Четыредесятница» - Великий пост, но затем следует еще последняя, страстная, неделя, тоже постная.

Издревле евреям в Божественном Откровении указывалось на событие, которое должно было перевернуть всю историю человечества - вступление в Иерусалим Мессии и Его страдания за людей. Но от того, что все пророчества виделись евреям в символическом смысле, то никто и не мог предположить, что все будет именно так буквально, как написано. К примеру, обратимся лишь к некоторым пророчествам: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9), - говорил пророк Захария. У пророка Софронии также можно найти конкретное предсказание о Мессии: «Ликуй, дщерь Сиона! торжествуй, Израиль! веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою, прогнал врага твоего! Господь, царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла. В тот день скажут Иерусалиму: «не бойся», и Сиону: «да не ослабевают руки твои!» Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя; возвеселится о тебе радостью, будет милостив по любви Своей, будет торжествовать о тебе с ликованием» (Софр. 3:14-19).

Мысль пророчеств отражает и само богослужение. Сегодня на праздничном субботнем всенощном бдении можно услышать такие слова (в русском переводе): «Радуйся и веселись град Сион, ликуй и торжествуй Церковь Божия! Ибо вот, пришел Царь Твой праведный, восседающий на молодом осле и детьми приветствуемый в песни: «Осанна в вышних, благословен Ты, имеющий милосердие безмерное, помилуй нас!». Несмотря на краткость, эта стихира передает главную историю, которую так необходимо нам всем знать.

Евангелисты повествуют в Входе Христа в Иерусалим за несколько дней до Его крестных страданий. Когда после чудесного воскрешения Лазаря (вспоминается накануне в субботу перед праздником) Христос за шесть дней до Пасхи собрался для ее празднования идти в Иерусалим, то многие из народа с радостным чувством последовали за Иисусом, готовые сопровождать Его с торжественностью, с какою в древние времена сопровождали царей. Представители иудейского духовенства, негодуя на Иисуса за то, что Он возбуждал к Себе необыкновенное почитание в народе, задумали убить Его, а так же Лазаря, потому что ради него многие из иудеев приходили и веровали в Иисуса (Ин. 12:11). Воскрешение Лазаря было поистине масштабным событием, оно моментально распространилось по всему Иерусалиму и его окрестностям, и именно поэтому когда Христос подходил к городу, то на встречу ему вышли сотни горожан, стремившихся увидеть Его.

Евангелист Иоанн писал об этом так: Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12-13). Многие постилали свои одежды, срезали ветви с пальм и бросали по дороге. Уверовав в могущественного и благого Учителя, простой сердцем народ готов был признать в Нем Царя, который пришел освободить его. Это видно хотя бы из того, что люди брали в руки пальмовые ветви – символ встречи царей. С зелеными ветвями всегда евреи встречали царей, возвращавшихся с торжеством после победы над врагами.

На Руси же пальмы, как известно, не росли, поэтому чтобы выражать радость в этот день о Христе, верующие брали распускающиеся ветви с почками (вербы), а от этого затем произошло название дня – Вербное Воскресенье. Стояние с этими ветвями и зажженными свечами является воспоминанием торжественного Входа Царя Славы на вольные страдания. Уже на богослужении в воскресенье вечером (24 апреля), в самом его конце, священник произносит слова, указывающие на будущие страдания Спасителя: «Господь, идущий на добровольное страдание нашего ради спасения, – Христос истинный Бог наш … помилует и спасет нас, как благой и Человеколюбец». Эти слова в церковной терминологии называются отпустом.

Может быть, для некоторых это является очевидным, но хочется еще раз повторить, что название Страстной недели происходит от вспоминаемых в это время событий – страстей, страданий Господних. Православная Церковь, как Мать всех верующих, понимает, как порой сложно работающим людям присутствовать на всех богослужениях, поэтому вечером они начинаются в более позднее время. Особенно важно христианам молиться в Великий Четверг, когда совершается чтение 12 Евангелий (отрывков). В наше богослужение этот чин пришел из Иерусалима, где в Четверг верующие обходили все места, связанные с страданиями Спасителя, и в каждом из них читали соответствующий отрывок. Но сегодня в наших храмах богослужение совершается на церковно-славянском языке, многие сетуют на то, что трудно его понимать, а особенно отрывки из Писания в Четверг. Как лучше поступить в таком случае? Чтобы ясно понимать все евангельские отрывки стоит заранее распечатать себе тексты 12 Евангелий в русской транслитерации (русским шрифтом) и внимательно следить за священником во время чтения. Но не стоит ограничиваться только на тексте Евангелий, хорошо бы следить и за всем этим богослужением. Насколько глубоко оно отражает весь смысл молитвы Церкви!

Обратите внимание на слова, которые будут петь перед чтением 6-го Евангелия от Марка, - только славянский текст передает всю поэтику богослужения и его красоту: «Днесь висит на древе, иже на водах землю повесивый, венцем от терния облагается, иже Ангелов Царь; в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки; заушение прият, иже во Иордане свободивый Адама; гвоздьми пригвоздися Жених Церковный; копием прободеся Сын Девы…». Церковь указывает нам, что сегодня повешен на Древе Тот, Кто всю землю закрепил на водах, Царь Ангелов, Тот, Кто покрыл небо облаками, Своим крещением в Иордане освободил от первородного греха Адама. Какая глубина! Принимает удары по лицу Сам Богочеловек, Которого так давно все ждали, но узнали совсем не многие… Поэтому хочется надеяться, что этот праздник и дальнейшая страстная неделя засвидетельствуют, что все мы – не только узнали Мессию, но и соединились через Евхаристию утром на литургии в Великий Четверг с Ним, став единым Телом Церкви!

 

 

Н. Кияшко.