RU EN DE

«Автогражданка» и больше ничего

20.05.2014
«Автогражданка» и больше ничего

В ответе Минфина РФ говорится, что договор ОСАГО носит публичный характер. Учитывая положения Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и публичность данного договора, страховая организация обязана оказывать эти услуги каждому, кто к ней обратился. При отказе одной стороны от заключения договора вторая (то есть клиент) имеет право обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор страхования. При этом уклоняющаяся сторона обязана возместить причиненные таким поведением убытки.

Кроме того, как отмечается в разъяснениях Минфина, положениями закона о защите прав потребителей «запрещается обусловить приобретение одних товаров или услуг обязательным приобретением иных товаров и услуг».

Минфин напоминает гражданам о полной свободе выбора страховщика ОСАГО. При наличии необходимого по закону пакета документов для заключения договора страховая компания не вправе отказать в этом клиенту. Отказ страховой компании от заключения договора ОСАГО (в том числе по причине отсутствия бланков полисов), навязывание дополнительных услуг и продажа полиса ОСАГО по завышенной цене (применение неверного коэффициента «бонус-малус») - это нарушения закона.

В Генеральной прокуратуре 18 апреля состоялось рабочее совещание с участием представителей Центробанка России, Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы по вопросу осуществления государственного контроля в сфере страхования. В Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей с 2013 года в увеличивающемся количестве поступают жалобы на действия страховщиков, фактически препятствующих гражданам заключать договоры ОСАГО. Такая обязанность владельцев транспортных средств является законной и должна осуществляться на условиях и в порядке, установленных Законом об ОСАГО. Чаще всего поводами к возникновению споров между страховщиками и страхователями выступают или якобы отсутствие бланков договоров обязательного страхования (полисов ОСАГО), или попытки страховщиков обусловить заключение договора ОСАГО предоставлением иных услуг, в частности, договора добровольного страхования (КАСКО, страхование жизни и т.д.).

В Роспотребнадзор гражданину имеет смысл направлять мотивированное обращение (его территориальные органы) лишь тогда, когда суть его претензий касается не заключения договора ОСАГО как такового, а попыток страховщика к уже заключенному договору ОСАГО навязать заключение других возмездных сделок, в частности, договоров добровольного страхования КАСКО и т.п. К обращению необходимо приложить (при наличии) документированные свидетельства в обоснование аргументов заявителя (копию договора об ОСАГО и других договоров, копии чеков и т.д.).

В случае попытки отказа со стороны страховщика заключить договор ОСАГО в связи с якобы отсутствием бланков полисов обращение следует направлять в Центральный банк Российской Федерации ( 107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12) или в региональные подразделение Банка России.

Кроме того, гражданин вправе адресовать интересующий его вопрос в прокуратуру по месту жительства.

Г. Костенко, заместитель главы администрации (начальник финансового управления).