О каталоге
Каталог
{{ catalog.about.title }}

{{ p }}

{{ alert.title }}

{{ alert.descr }}

{{ alert.src }}
{{ alert.time }}
Подробнее
Категории
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ rightTitle }}
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ right.title }}

Контакты
{{ right.link }}
{{ right.address }}
Администрация муниципального образования Северский район
Краснодарского края

Новости Северского росреестра

Какие коммерческие объекты могут находиться в многоквартирном доме
Не так давно в России вступили в силу изменения в Жилищном кодексе РФ, касающиеся размещения коммерческих объектов в жилых домах. В большинстве жилых многоэтажек квартиры соседствуют с офисами, магазинами, аптеками и другими коммерческими объектами. Закон разрешает организовывать бизнес в специально оборудованных нежилых помещениях многоквартирного дома и даже использовать для профессиональных и предпринимательских целей собственную квартиру. Многоквартирный дом – это здание, большая часть которого отведена под жилые помещения. Во многих домах старой застройки квартиры на первых этажах давно переведены собственниками в разряд нежилых, переоборудованы и функционируют как торговые точки и предприятия сферы услуг. В современных новостройках первые этажи изначально проектируются застройщиками как нежилые – для размещения различных объектов коммерции. Помещения оснащены отдельными входами, витринами, подключены к инженерным системам. Закон позволяет гражданам менять назначение помещения с жилого на нежилое и обратно и устанавливает определенные стандарты для эксплуатации помещения в зависимости от выбранного назначения.
Жилые помещения
Российское законодательство допускает использование жилых помещений не только по прямому назначению – для проживания, но также для ведения бизнеса.
Так, согласно статье 17 Жилищного кодекса, профессиональную или индивидуальную предпринимательскую деятельность в жилом помещении могут вести законно проживающие в нем граждане, при условии, что будут соблюдены права других жильцов, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Другими словами, работа предпринимателя не должна доставлять неудобств другим жильцам квартиры, а также соседям по дому, приводить к нарушению санитарных норм и правил техники безопасности при эксплуатации жилого помещения, наносить ущерб инженерному оборудованию или конструкции здания. Вести бизнес в домашних условиях имеют право физические лица, зарегистрировавшиеся как индивидуальные предприниматели или самозанятые. Часто дом и работу таким образом совмещают репетиторы, переводчики, юристы, бухгалтеры, программисты, веб-дизайнеры, портные и т.д. Кроме того, в некоторых квартирах жилых домов всё еще действуют малые средства размещения: мини-гостиницы и хостелы.
Действующие законодательство также не препятствует организации в квартире небольшого частного производства, например, по изготовлению тортов, фасовке и упаковке товаров, мыловарению. Но рассчитывать на большие объемы выработки не получится: Жилищный кодекс запрещает размещать в жилых помещениях промышленные производства. Таким образом, возможность использования приборов или станков, нарушающих допустимые уровни шума или вибрации и потребляющих большое количество электроэнергии, автоматически исключаются.
Другой запрет Жилищного кодекса распространяется на ведение в жилых помещениях миссионерской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16 Федерального закона № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
При желании масштабировать бизнес, организовать в многоквартирном доме полноценный офис, бюро, ателье, магазин, кафе-кондитерскую – с вывеской, отдельным входом и штатом сотрудников – предпринимателю придется перебазироваться из квартиры в помещение с назначением «нежилое».
Нежилые помещения
Нежилые помещения в многоквартирном доме предназначены только для ведения коммерческой, административной, общественной и другой деятельности и не могут использоваться для временного или постоянного проживания граждан. Как правило, в них располагаются магазины, аптеки, салоны красоты, офисы, медицинские учреждения, детские сады, предприятия коммунально-бытовой сферы и т.д.
Деятельность в нежилом помещении строго ограничена противопожарными, санитарными и градостроительными нормами и не должна приводить к загрязнению воздуха и территории жилой застройки, превышению допустимого уровня шума, создавать угрозу жизни или здоровью жильцов дома. В частности, закон запрещает размещать в жилых домах магазины по продаже москательно-химических товаров, взрывоопасных веществ и материалов, синтетических ковровых изделий, автозапчастей, шин, автомобильных масел.
Под запрет также попадают заведения, работающие после 23 часов, учреждения и магазины ритуальных услуг, склады любого назначения, специализированные рыбные магазины, бани и сауны, прачечные и химчистки, общественные туалеты.
В многоквартирных домах нежилые помещения зачастую располагаются на первых и цокольных этажах. Не запрещено размещать их и выше, но в таком случае находящиеся непосредственно под ними объекты недвижимости тоже должны быть нежилыми. По закону, каждый нежилой объект необходимо оснастить отдельным входом, поэтому владельцы квартир на этажах выше первого редко пользуются правом сменить назначение помещения на «нежилое»: практика показывает, что посещаемость коммерческого объекта во многом зависит от его доступности.
В большинстве случаев в нежилой фонд переводят свои квартиры жильцы первых этажей в типовых многоэтажках, проекты которых не предполагали устройства специальных помещений для ведения бизнеса. Правда, с недавнего времени эта процедура сильно усложнилась. Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», прежде чем обращаться в уполномоченный орган с заявлением о переводе жилого помещения в нежилое, собственник должен заручиться письменным согласием каждого владельца примыкающих к его квартире помещений, а также большинством голосов владельцев жилых и нежилых помещений, расположенных в доме и подъезде.
Закон не имеет обратного действия, но наделяет жильцов правом решать, будет ли открыто очередное коммерческое помещение в их доме.  Федеральный закон № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» вступает в силу 16 сентября 2019 года.
Оформление наследства упрощается
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю информирует об изменениях в действующее законодательство Российской Федерации.

5 июля 2019 года вступил в силу приказ Минэкономразвития, который упрощает порядок нотариального ведения наследственных дел. Согласно приказу, нотариусы получают возможность напрямую запрашивать сведения из ЕГРН о документах-основаниях регистрации вещного права наследодателя. Расширение перечня предоставляемых нотариусу сведений из ЕГРН Кадастровой палатой позволит упростить процесс оформления наследства для граждан.
При открытии наследственного дела для удостоверения прав на недвижимое имущество требуется представить нотариусу документы, на основании которых зарегистрировано вещное право. Теперь нотариус по запросу может получить сведения о документах, на основании которых зарегистрировано право наследодателя. Ранее такие сведения предоставлялись только по запросу правообладателя, его законного представителя или доверенного лица. Нотариус не имел возможности запрашивать эту информацию из ЕГРН самостоятельно.
Приказ Минэкономразвития от 20.03.2019 №144, опубликованный на Официальном интернет-портале правовой информации 24.06.2019г., наделил нотариуса правом заверять и направлять в Федеральную кадастровую палату запрос о получении сведений из ЕГРН о документах-основаниях осуществления государственной регистрации вещного права.
«Расширение перечня сведений, которые нотариус вправе самостоятельно запрашивать из ЕГРН, позволяет урегулировать вопрос получения документов, необходимых для ведения наследственных дел, без посредничества наследников. Нотариус может запросить данные в бумажном или электронном виде, самостоятельно подписав запрос. Таким образом, при оформлении наследства гражданам станет проще получить нотариальное удостоверение имущественных прав», - сказала зам.главы Федеральной кадастровой палаты Росреестра Марина Семенова.
Требования к формату предоставления сведений
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю информирует:
На официальном интернет-портале правовой информации 05.07.2019 опубликованы шесть приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16.04.2019г. № п/0142 – № п/0147 (№№ п/п 39-45).

Данные  приказы определяют требования к формату предоставления различных сведений, необходимых для кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, направляемых в порядке межведомственного информационного взаимодействия органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо органами местного самоуправления.

Требования к формату предоставления сведений установлены в  соответствии с перечнем сведений, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, и необходимых для предоставления государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1123-р.
Внимание!!! Северский отдел информирует!!!
Установлен перечень земельных участков и земель, потенциально входящих в зону неконтролируемого выжигания сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйтсвенного назначения и землях запаса.
Земельный участок с кадастровым номером 23:26:0000000:33, расположенный по адресу: Северский район, подсобное хозяйство "Альтор";

Земельный участок с кадастровым номером 23:26:1201000:1065, расположенный по адресу: Северский район, северо-западнее п. Чибий;

Земельный участок с кадастровым номером 23:26:0205000:1290, расположенный по адресу: Северский район, пгт. Афипский.
Причины возврата представленных на кадастровый учет и государственную регистрацию прав документов без рассмотрения
Законом о государственной регистрации недвижимости предусмотрено несколько случаев, когда представленные на государственный кадастровый учет документы возвращаются заявителям без рассмотрения.
Здесь следует обратить внимание на следующий факт. Если на этапе приема документов личность заявителя установлена, у него должны быть приняты те документы, которые он представил — независимо от того, достаточно ли этих документов для оказания государственной услуги или нет, есть ли в них ошибки или нет и т.д. Однако, если даже документы приняты, это не значит, что все они в обязательном порядке пройдут правовую экспертизу.
Так, одним из самых распространенных оснований для возврата заявления о кадастровом учете и представленных с ним документов без рассмотрения, является:
— заявление и документы представлены в форме электронных документов, электронных образов документов в формате, не соответствующем формату, установленному органом нормативно-правового регулирования.
Следующий случай, при наличии которого документы возвращаются без рассмотрения, это когда заявление и документы представлены в форме документов на бумажном носителе и имеют подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, в том числе документы, исполненные карандашом, имеют серьезные повреждения, которые не позволяют однозначно истолковать их содержание.
Если заявление о государственном кадастровом учете не подписано заявителем в соответствии с законодательством Российской Федерации, то представленные с заявлением документы, также, подлежат возврату без рассмотрения.
В случае, если в орган регистрации прав представлено заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, добавляются еще два основания, влекущие возврат документов без рассмотрения, а именно когда:
— информация об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав по истечении пяти дней с даты подачи соответствующего заявления отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен заявителем;
— в Едином государственном реестре недвижимости содержится отметка о невозможности государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) и заявление на государственную регистрацию прав представлено иным лицом.
Орган регистрации прав в обязательном порядке уведомит заявителя о возврате заявления и прилагаемых к нему документов без рассмотрения, а также укажет причины возврата.
Заявители должны быть внимательными при составлении и подписании документов, а также предоставлять в орган регистрации прав электронные документы, подготовленные в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Новое в законодательстве
Опубликован Федеральный закон от 01.05.2019 N 76-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком - физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика".


Источник публикации
Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 01.05.2019,
Примечание к документу
Начало действия документа - 31.07.2019.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 данный документ вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 01.05.2019).
______________________________
Статья 5  Федерального закона от 01.05.2019 N 76-ФЗ

В части 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2016, N 23, ст. 3296; N 27, ст. 4248, 4284; 2017, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4766; 2018, N 32, ст. 5131) третье предложение изложить в следующей редакции: "Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями.".
_________________________
С  31 июля  текущего года отменяется обязательное нотариальное удостоверение для значительной части сделок с долевой собственностью.
С 31.07.2019 года участники долевой собственности при одновременном отчуждении всеми участниками смогут отчуждать её (купля-продажа, дарение, мена, выделение долей ) без нотариального удостоверения, по договору, соглашению в простой письменной форме.
Разумеется, принципиальные исключения из этого правила остаются.
Подлежат удостоверению нотариусами в обязательном порядке (и требуют разрешения органов опеки и попечительства) сделки по отчуждению недвижимости или долей в праве на нее, принадлежащей недееспособным и несовершеннолетним собственникам (приобретение недвижимости недееспособным и несовершеннолетним данных условий не требует).
Кроме того, сделки по отчуждению долей в праве собственности отдельными договорами (не всеми участниками долевой собственности сразу по одной сделке), как и раньше, требуют нотариального удостоверения и письменного уведомления всех других участников долевой собственности о продаже с указанием условий сделки.
Далее, закон позволяет оформить в совместную собственность квартиру, дом, земельный участок, комнату или долю в праве на эти объекты недвижимости на законных супругов в простой письменной форме (общая совместная собственность - законный режим собственности супругов).
Но если супруги приобретают недвижимость в долевую собственность (в договорном режиме), требуется удостоверить сделку у нотариуса, либо предоставить в Росреестр вместе с договором в простой письменной форме нотариальный брачный договор, где прописан договорной режим собственности на имущество, нажитое в браке.
Отказ от имущества
Собственникам и иным владельцам земельных участков, не стоит забывать, что помимо прав на землю, у них есть и обязанности. В силу правовых норм действующего законодательства РФ, собственник земельного участка должен содержать принадлежащее ему имущество, оплачивать все необходимые налоги и платежи. Данная обязанность лежит на владельце не зависимо от того, пользуется он своим земельным участком или нет, есть у него возможность и желание приезжать и ухаживать за ним или нет.
В случае, если земельный участок фактически не нужен его владельцу (нет сил и возможности обрабатывать участок), а совершить какую-либо сделку с участком не представляется возможным (участок не пользуется спросом) – от участка можно отказаться.
Процедура отказа от права собственности на земельный участок упрощена с принятием Федерального закона № 141-ФЗ от 22.07.2008г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений».
Ранее процедура была очень сложной. Заявление об отказе от права собственности на землю подавалось в органы местного самоуправления (далее - МСУ), затем органы ОМСУ должны были обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйной земли. Учет продолжался в течение года, и только после этого местные власти могли обратиться в суд с целью признания права собственности на земельный участок. После появления решения суда необходимо было зарегистрировать муниципальную землю, и только с этого момента прекращалось право собственности на земельный участок. А до этого собственник был обязан нести все бремя содержания имущества, в том числе уплачивать налог на не используемую им землю.
Особенности государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок регулируются статьей 56 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации). Отказаться от права собственности на землю могут как гражданин или юридическое лицо, которые зарегистрировали свои права в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), так и лица, чьи права возникли до 31.01.1998г., но не были зарегистрированы в ЕГРН.
Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Отказ представляет собой одностороннюю сделку.
К заявлению необходимо приложить правоустанавливающий документ на земельный участок (постановление, решение, свидетельство, государственный акт, договор или иной документ, который подтверждает право на землю). Если право собственности зарегистрировано в ЕГРН, то представление правоустанавливающего документа не требуется (уже имеется в деле правоустанавливающих документов). Предоставление кадастрового паспорта такого земельного участка также не требуется.
Земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, режима бесхозяйной вещи не приобретает.
Право собственности на земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. При этом, согласно п. 4 ст. 56 Закона о регистрации, при государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от такого права на него, осуществляется государственная регистрация права собственности субъекта РФ или муниципального образования, к собственности которых будет отнесен такой земельный участок, без заявления о государственной регистрации возникновения и (или) перехода права на него.
В течение пяти рабочих дней с даты государственной регистрации на основании указанного пункта 4 ст. 56 Закона о регистрации прекращения права собственности на земельный участок и регистрации права собственности субъекта Российской Федерации или муниципального образования на такой земельный участок, орган регистрации прав направляет уведомление об этом в соответствующий орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (о регистрации права), а также лицу, подавшему заявление об отказе от права собственности на такой земельный участок (о регистрации прекращения права).
Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок осуществляется в срок 7 (семь) рабочих дней с даты приема в МФЦ вышеуказанного заявления и приложенных к нему документов (при отсутствии причин для приостановления либо отказа в государственной регистрации).
За государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок вследствие отказа от права на него государственная пошлина не взимается, то есть вся процедура осуществляется бесплатно
Государственный земельный надзор информирует
8 апреля вступил в силу  Приказ Министерства экономического развития РФ от 04.02.2019г. «О внесении изменений в Классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 01 сентября 2014г. № 540»  (зарег. В Минюсте РФ от 27 марта 2019г.) Этим приказом Минэкономразвития России уточнило описание  и детализацию в  Классификаторе видов разрешенного использования земельных участков в разделах «Жилая застройка»,  «Общественное использование объектов капитального строительства», «Предпринимательство» и «Отдых (рекреация)».
      В новой редакции классификатора уточнены описания и детализация отдельных видов разрешенного использования земли. В частности, значительно скорректированы возможности использования участков, выделенных под индивидуальное жилищное строительство. Использование земельных участков под ИЖС теперь предполагает размещение жилого дома.
      В классификаторе отмечены все признаки разрешенного жилого строения:
-отдельно стоящее здание с не более чем тремя надземными этажами
-высотой не более 20 метров
-состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования
-используемых для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
-не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости
       Следует отметить, что действующий до 08.04.2019 классификатор описывал индивидуальный жилой дом так: «дом пригодный для постоянного проживания, не выше трех надземных этажей».
      Также появились отдельные коды для размещения зданий, обеспечивающих коммунальные услуги, домов престарелых, детских домов, ночлежек, общежитий, моргов, музеев и т.д., в частности:
3.1.1 Предоставление коммунальных услуг
3.1.2Административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг
3.2.2 Оказание социальной помощи населению
3.2.3 Оказание услуг связи
3.2.4 Общежития
3.4.3 Медицинские организации особого назначения.
      Также из классификатора убрали уточнение, какие именно сельхозкультуры, разрешенные к выращиванию на землях, предназначенных под ведение садоводства с выращиванием сельскохозяйственных культур для собственных нужд имеются в виду -  плодовые, ягодные, овощные или бахчевые.
      Собственникам не придется менять документы о собственности или владении земельными участками. Изменения могут быть внесены в ЕГРН по желанию самого правообладателя – как физического, так и юридического лица. Например, вид разрешенного использования земли отсутствует в сведениях ЕГРН или необходимо изменить целевое назначение участка, то следует подать соответствующее заявление в Росреестр.
Перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки
В соответствии с приказом Минстроя России  от 19 марта 2019 г. № 169/пр "Об утверждении формы уведомления о выявлении самовольной постройки и перечня документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки"признаки самовольной постройки будут подтверждаться, в частности следующими документами:
•    актом проверки должностных лиц органа государственного или  муниципального контроля;
•    актом проверки должностных лиц государственного или муниципального земельного надзора;
•    сведениями, содержащимися в ЕГРН, предоставленными в форме электронного или бумажного документа или выпиской из упомянутого реестра (приказ Минстроя России от 19 марта 2019 г. № 169/пр "Об утверждении формы уведомления о выявлении самовольной постройки и перечня документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки"1).

Кроме того, документом определена форма уведомления о выявлении самовольной постройки. В нем в числе прочего будет указываться дата проведения проверки, кадастровый номер и адрес земельного участка, а также факт возведения (создания) здания, сооружения или другого строения на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке или на участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем такого объекта. Также в числе возможных для указания в уведомлении фактов: возведение такого здания без получения необходимых согласований и разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм.
Как предотвратить самовольное занятие земельного участка?
Рано или поздно каждый из нас сталкивается с вопросом о приобретении земельного участка. Кому-то участок достается по наследству или в результате дарения, другие - решают приобрести участок для строительства своего дома или использования  в предпринимательских целях. Оформив право собственности на участок, новоиспеченный правообладатель откладывает документы в долгий ящик стола и забывает про все правовые аспекты владения. Вместе с тем,  в большинстве случаев для правообладателя становятся неожиданностью сведения, поступившие из органа государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля, о наличии нарушения земельного законодательства на этом земельном участке, что в свою очередь, влечет за собой не только обязанность устранить нарушение, но и штрафные санкции.
     Права на земельные участки удостоверяются документами в порядке, установленном законом «О государственной  регистрации недвижимости». Таким образом, в случае отсутствия документов на земельный участок или часть земельного участка, используемого гражданином, можно говорить о признаках самовольного занятия и использования указанной территории, что является правонарушением, предусмотренным ст.7.1 КоАП РФ.
     Стоит обратить внимание, что ответственность по ст.7.1 КоАП РФ наступает как за активные действия, направленные на занятие земельного участка, так и в результате использования уже занятой территории без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав. Таким образом, перед приобретением земельного участка необходимо удостовериться, что постройки и ограждения, элементы благоустройства, ограничивающие доступ на территорию, находятся в границах земельного участка. Для этого в профильных комитетах соответствующего органа муниципальной власти необходимо заказать актуальную топосъемку земельного участка с нанесением красных линий, ограничивающих территорию общего пользования от границ земельного участка, на которой можно увидеть фактические границы. Другим способом подтверждения соответствия фактических границ документально закрепленным является вынос границ земельного участка путем проведения кадастровых работ.
       Минимальный штраф для граждан за самовольное занятие земельного участка (части земельного участка) составляет 5 тысяч рублей.
      Чтобы ограничить себя от мер реагирования надзорных органов, а также санкций за совершение административных правонарушений государственный земельный надзор рекомендует принять все меры, направленные на самостоятельное выявление и устранение нарушений на своем земельном участке.