RU EN DE

Новости Северского росреестра

02.08.2021
По недействительности оспаривают аренду недвижимого имущества. Существует ряд специальных оснований, по которым в основном признается недействительным такой договор. Например, если он составлен не в форме одного документа, подписанного обеими сторонами, или если государственное или муниципальное имущество предоставлено в аренду без проведения торгов. В отношении публичного земельного участка самое частое основание - нарушение порядка его передачи в аренду. Порядок признания договора недействительным стандартный: нужно обратиться с иском или встречным иском в суд. Если договор признают недействительным, арендатор должен будет вернуть имущество и оплатить фактическое пользование им. Договор аренды может быть признан недействительным по общим основаниям недействительности, большая часть которых содержится в ГК РФ. Также существуют специальные основания недействительности, например, для договоров аренды зданий и сооружений, а также земельных участков. Можно требовать признания договора аренды недействительным, даже если он не прошел обязательную государственную регистрацию. Специальными основаниями недействительности являются, в частности, следующие случаи: - договор аренды здания (сооружения) не составлен в виде одного документа, подписанного сторонами. Представляется, что это распространяется и на договоры аренды нежилых помещений. В Гражданском кодексе РФ нет норм о форме таких договоров, однако помещение является объектом недвижимости, неразрывно связанным со зданием (сооружением), в котором оно находится; - договор заключен без необходимого по закону согласия собственника на передачу имущества в аренду. Например, унитарное предприятие может распорядиться недвижимостью, находящейся у него в хозяйственном ведении, только с согласия собственника; - имущество передано в аренду без проведения обязательных торгов. Это основание относится, в частности, к государственному и муниципальному имуществу, включая земельные и лесные участки. Также недействителен договор аренды указанного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, и соглашение о продлении такого договора. Исключение - договор аренды лесного участка: в некоторых случаях он может быть перезаключен на новый срок без торгов; - договор аренды будущей недвижимой вещи заключен в отношении самовольной постройки, в том числе под условием последующего признания права собственности арендодателя на эту постройку. Для признания договора аренды недействительным необходимо подать иск в суд. Если против вас подан иск на основании договора, который вы считаете ничтожным, вы можете не подавать встречный иск, а ограничиться возражением о ничтожности. Главное преимущество возражения в том, что на него не распространяется срок исковой давности. Если договор аренды недействителен, правовые последствия по нему не возникают, за исключением тех последствий, которые связаны с его недействительностью. Если договор исполнялся, то по общему правилу применяется реституция, т.е. стороны возвращают друг другу все полученное по договору. При этом взаимные предоставления по договору считаются равными, пока не доказано иное. Это означает, что арендатор должен вернуть арендодателю вещь и возместить стоимость пользования ею, если оно не было оплачено ранее. Суд может взыскать за пользование сумму, соответствующую арендной плате. Срок исковой давности по иску о возврате арендованной вещи независимо от момента признания договора недействительным начинается не раньше, чем арендатор откажется от добровольного возврата. Если суд вынесет решение о признании недействительным зарегистрированного договора аренды и применении последствий недействительности, арендодателю нужно подать в регистрирующий орган заявление о погашении в ЕГРН регистрационных записей об аренде. К заявлению нужно приложить это решение, поскольку оно является основанием для погашения записей об аренде. Возможны и другие последствия недействительности в случаях, предусмотренных законом. Например, взыскание процентов за пользование чужими денежными средствами по на сумму неосновательного обогащения. Порядок и последствия признания недействительным данного договора такие же, как и для других договоров аренды. Договор аренды земельного участка можно признать недействительным по тем же основаниям, что и другие договоры аренды.
26.07.2021
При объединении смежных земельных участков образуется один земельный участок, и сущест-вование таких смежных земельных участков прекращается. При объединении земельных участ-ков у собственника возникает право собственности на образуемый земельный участок. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве собственности разным лицам, у таких лиц возникает право общей собственности на образуемые земельные участки. При объединении земельных участков, принадлежащих на праве общей собственности разным лицам, у них возникает право общей собственности на образуемый земельный участок в соот-ветствии с гражданским законодательством. Не допускается объединение земельных участков, предоставленных на праве постоянного (бес-срочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования, за исключением случаев, если все указанные земельные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения или праве безвозмездного пользования одному лицу. Допускается объединение земельного участка, обремененного залогом, с земельным участком, не обремененным залогом. При этом право залога распространяется на весь образуемый зе-мельный участок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
21.07.2021
На официальном интернет-портале правовой информации опубликован Федеральный закон от 11.06.2021 № 209-ФЗ «О внесении изменений в статью 78 Земельного кодекса Российской Федерации и статью 114 Лесного кодекса Российской Федерации». Участки земель сельскохозяйственного назначения, расположенные не дальше 30 км от границ сельских населенных пунктов, разрешено использовать для деятельности в сфере охотничьего хозяйства. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202106110047 http://www.consultant.ru/law/hotdocs/p1/
14.07.2021
В 2020 году по поручению губернатора Краснодарского края Кондратьева В.И. организована работа выездных межведомственных рабочих групп по анализу соблюдения градостроительного и земельного законодательства, сохранения зеленого фонда на территориях отдельных муниципальных образований края. По итогам проведенной работы выявлены многочисленные факты коттеджной застройки на земельных участках, представленных сельскохозяйственными угодьями, то есть выбытие плодородных и продуктивных земель из сельскохозяйственного оборота. Активная застройка сельскохозяйственных земель, несмотря на законодательный запрет и сложившуюся судебную практику, ведется в первую очередь, в курортных местностях края. В 2021 году проведен ряд совещаний, нацеленных на противодействие (предупреждение и пресечение) застройки сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и обеспечение приоритета в использовании особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий исключительно по целевому назначению. В целях реализации поставленных задач в крае начата повсеместная работа по стабилизации и урегулированию выявленных проблем. Президентом Российской Федерации в Указе от 21.01.2020 года № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» в качестве одного из направлений по обеспечению продовольственной безопасности страны определено предотвращение истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, а, следовательно, недопущение их выбытия из сельскохозяйственного оборота. Но в настоящее время на федеральном уровне не регламентирован вопрос учета по видам угодий сельскохозяйственных земель, не установлены положения, определяющие порядок такого учета и органы, уполномоченные на его осуществление. В этой связи в целях недопущения выбытия плодородных земель из сельскохозяйственного производства подготовлен проект закона Краснодарского края «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Краснодарского края», направленный на установление приоритета сохранности сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения. Обращаем внимание правообладателей земельных участков сельскохозяйственного назначения – жителей края, крестьянских (фермерских) хозяйств, иных сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих в регионе сельскохозяйственную деятельность, на необходимость уважительного отношения к плодородным землям, являющимся уникальным и наиболее ценным природным ресурсом, и недопустимость осуществления несанкционированной застройки продуктивных сельскохозяйственных угодий на территории края. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к категории земель сельскохозяйственного назначения и (или) его разрешенным использованием является составом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.8 КоАП РФ. Официальная информация сайта Администрации Краснодарского края
05.07.2021
Северский отдел сообщает, что любой владелец недвижимого имущества может подать заявление о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) будет внесена соответствующая запись. Если вы опасаетесь за принадлежащие вам на праве собственности объекты недвижимости, вы можете обратиться в офис МФЦ с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие вам объекты недвижимости без вашего личного участия или участия вашего законного представителя. В этом случае в ЕГРН вносится запись о таком заявлении. Для удобства заявление может быть представлено в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Заявление также может быть подано посредством почтового отправления. В случае представления заявления посредством почтового отправления подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя. Наличие в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости или его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости. Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) не препятствует государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права, если основанием для государственной регистрации права по заявлению иного лица является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», и в иных случаях, установленных другим федеральным законом. Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) погашается на основании: • заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации; • вступившего в законную силу судебного акта; • решения государственного регистратора (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника
28.06.2021
Северский отдел доводит до вашего сведения, что для прекращения регистрации нужно подать в Росреестр заявление, подписанное всеми участниками сделки. Если заявление о государственной регистрации прав было представлено нотариусом, то заявление о прекращении регистрации направляет нотариус. Если нужно прекратить регистрацию сделки с объектами жилого фонда, которое приобретается с использованием кредитных средств банка или иной кредитной организации (например, ипотеки) либо средств целевого займа, предоставленного другим юридическим лицом, допускается только при согласии на это кредитора (займодавца). Учётно-регистрационные действия прекращаются в день подачи заявления или на следующий после него рабочий день. При этом Росреестр уведомляет заявителей о прекращении регистрации и возвращает все документы, которые ему сдавали для регистрации. При расторжении сделки Вам вернут госпошлину за её совершение. Для этого гражданину, оплатившему госпошлину, после получения документов из Росреестра, нужно обратиться в МФЦ и написать заявление о возврате части госпошлины, прикрепив необходимые документы и чек об оплате госпошлины. Но госпошлину вернут не всю, а только половину. Например, 1000 рублей, если за регистрацию квартиры покупатель заплатил 2000 рублей.
21.06.2021
ТИПОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ В ПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ГФДЗ В СООТВЕТСТВИИ С АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕГЛАМЕНТОМ №376 и заявление на обработку персональных данных гражданина ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО В соответствии со своим положением отдел землеустройства и мониторинга земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю обеспечивает ведение и сохранность государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, в том числе, осуществляет предоставление в порядке, установленном приказом Минэкономразвития РФ от 14.11.2006 г. № 376 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по предоставлению государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства», органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам копий документов государственного фонда данных. Документы государственного фонда данных (ГФД), за исключением отнесенных к категории информации, доступ к которой ограничен (Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»), предоставляются всем заинтересованным лицам. К документам государственного фонда данных (ГФД), полученным в результате проведения землеустройства, относятся следующие материалы: Раздел 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ИЗЫСКАНИЯ 1.Материалы почвенных, геоботанических обследований и изысканий по выявлению негативных процессов; 2. Материалы инвентаризации земель; 3. Материалы по вычислению площадей сельскохозяйственных угодий и иных земель; 4 . Материалы по оценке качества земель как средства производства в сельском хозяйстве. Раздел 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ИХ ОХРАНЫ 1.Материалы схем землеустройства территорий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и других административно-территориальных образований; 2. Материалы планирования и организации рационального использования земель и их охраны. Раздел 3. ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО 1.Материалы проектов перераспределения земель; 2.Материалы проектов границ муниципальных и других административно-территориальных образований; 3.Материалы проектов границ территориальных зон (охранных, санитарно-защитных и иных зон); 4. Материалы межевания земельных участков (землеустроительные дела по установлению границ земельных участков); 5. Карты (планы) границ муниципальных и других административно-территориальных образований, карты (планы) черты городских и сельских поселений. Раздел 4. ВНУТРИХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО 1.Материалы проектов внутрихозяйственного землеустройства сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств; 2.Проекты рекультивации нарушенных земель и защиты от негативного воздействия. Раздел 5. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗ СОСТОЯНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ 1.Отчеты и доклады об использовании и состоянии земель; 2.Аналитические материалы по состоянию и использованию земель; 3.Материалы прогноза в изменении использования и состояния земель; 4.Материалы по оценке состояния использования земель. Раздел 6. ПРАВОУДОСТОВЕРЯЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ НА ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ 1.Свидетельства на право собственности на землю, выданные Комземресурсами города Краснодара до 18.01.1999 года. Раздел 7. МАТЕРИАЛЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ 1.Материалы кадастрового деления; 2.Отчеты об определении кадастровой стоимости земельных участков. Заинтересованные лица могут получить документы или информацию из государственного фонда данных посредством обращения лично в Управление Росреестра по Краснодарскому краю или соответствующий территориальный отдел, либо почтовым отправлением в адрес Управления Росреестра по Краснодарскому краю или территориального отдела. При обращении лично для получения документов или информации из государственного фонда данных заинтересованные лица представляют: - заявление; - документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя, в случае если обращается представитель заинтересованного лица; - доверенность. Заинтересованное лицо (пользователь) может запросить за один раз не более десяти единиц хранения государственного фонда данных. При обращении по почте для получения документов или информации из государственного фонда данных заинтересованные лица направляют заявление, в котором должен быть указан адрес получателя копий документов государственного фонда данных. Для получения документов государственного фонда данных, отнесенных к информации ограниченного доступа, заинтересованные лица при обращении лично предоставляют: - заявление; - документ, удостоверяющий личность заинтересованного лица или его уполномоченного представителя, в случае если обращается представитель заинтересованного лица; - доверенность; оригинал документа, дающего право на получение документов государственного фонда данных, отнесенных к информации, доступ к которой ограничен, или копию указанного документа, засвидетельствованного нотариусом. Документы государственного фонда, отнесенных к категории информации, доступ к которой ограничен, заинтересованным лицам по почте не предоставляются. При получении документов государственного фонда данных заинтересованные лица предъявляют: - документ, удостоверяющий личность; - документ, подтверждающий полномочия представителя заинтересованного лица на получение документов государственного фонда данных. Основанием для отказа в предоставлении документов государственного фонда данных являются: - отсутствие запрашиваемых документов государственного фонда данных; - отсутствие сведений о запрашиваемых документов государственного фонда данных; - отсутствие у заинтересованного лица или его представителя документа, удостоверяющего личность, документа, подтверждающего полномочия представителя. Заинтересованные лица в праве самостоятельно осуществлять работу с документами государственного фонда данных, для чего необходимо заполнить заявление о предоставлении в пользование документов государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства, и осведомиться у сотрудника Управления Росреестра по Краснодарскому краю или территориального отдела о назначенной дате самостоятельной работы с документами государственного фонда данных или выдачи копий документов государственного фонда данных. Ниже преставлены образцы заявлений о предоставлении документов и информации государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства: О предоставлении копии землеустроительной документации: заявление №1 О предоставлении сведений из базы метаданных (в электронном виде): заявление №2 О предоставлении справки о наличии и распределении Документов государственного фонда данных: заявление №3 О предоставлении координат пунктов исходной геодезической сети в системе координат и картографической основы (цифровые ортофотопланы): заявление №4 Нормативно-правовые акты в сфере землеустройства: - Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ « О землеустройстве» - Постановление Правительства РФ от 30.07.2009 № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»; - Постановление Правительства РФ от 20.08.2009 № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»; - Постановление Правительства РФ от 04.04 2002 № 214 «Об утверждении положения о государственной экспертизе землеустроительной документации»; - Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 514 «Об утверждении положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства»; - Постановление Правительства РФ от 29.12.2008 № 1061 «Об утверждении положения о контроле за проведением землеустройства»; - Приказ Минэкономразвития РФ от 03.06.2011 № 267 «Об утверждении порядка описания местоположения границ объектов землеустройства» - письмо Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 25.12.2012 № 12-140/39554 «О подготовке извлечений из проектов перераспределения» - Приказ "О создании экспертной комиссии по осуществлению государственной экспертизы землеустроительной документации при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю" от 29.07.2019г. № П/272 - Порядок предоставления государственной услуги «Ведение государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства» в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю в соответствии с приказом № П/433 от 22.10.2019 О точности определения координат характерных точек границ объектов землеустройства Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю информирует о том, что приказом Минэкономразвития России от 16.09.2016 № 586, в Порядок описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденный приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 № 267 (далее – Порядок), внесены изменения, в том числе в части требований к точности определения координат характерных точек границ объектов землеустройства. Согласно действующей редакции Порядка координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже точности картографической основы государственного кадастра недвижимости, принятой на территории, на которой размещается граница объекта землеустройства. Таким образом, при расчете стоимости землеустроительных работ по описанию местоположения границ объектов землеустройства (определении начальной максимальной цены государственного контракта, договора) в качестве метода определения координат характерных точек таких границ можно указывать картометрический метод, что в свою очередь позволит существенно сократить денежные, трудовые и временные затраты на проведение данных работ. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О землеустройстве» № 78-ФЗ от 18.06.2001 к объектам землеустройства относятся территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований. В соответствии с частями 1, 17, 18, 20, 21 статьи 32 главы 4 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ от 13.07.2015 (далее – Федеральный закон) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов), в том числе об установлении или изменении границ. В установленных федеральными законами случаях информационное взаимодействие федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости с иными государственными или муниципальными информационными системами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
15.06.2021
Северский отдел сообщает, что любой владелец недвижимого имущества может подать заявление о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) будет внесена соответствующая запись. Если вы опасаетесь за принадлежащие вам на праве собственности объекты недвижимости, вы можете обратиться в офис МФЦ с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие вам объекты недвижимости без вашего личного участия или участия вашего законного представителя. В этом случае в ЕГРН вносится запись о таком заявлении. Для удобства заявление может быть представлено в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Заявление также может быть подано посредством почтового отправления. В случае представления заявления посредством почтового отправления подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя. Наличие в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости или его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости. Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) не препятствует государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права, если основанием для государственной регистрации права по заявлению иного лица является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», и в иных случаях, установленных другим федеральным законом. Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) погашается на основании: • заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации; • вступившего в законную силу судебного акта; • решения государственного регистратора (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника.
07.06.2021
Земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами принадлежит собственникам помещений на праве общей долевой собственности (п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Для оформления в собственность земельного участка под многоквартирным домом рекомендуем придерживаться следующего алгоритма. Шаг 1. Обратитесь в уполномоченные органы с заявлением об образовании земельного участка Образованием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления. Любой собственник помещения в таком доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором дом расположен (ч. 3, 4, 4.1 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ; Письмо Минэкономразвития России от 05.10.2017 N Д23и-5777). В г. Москве функции по образованию земельных участков возложены на Департамент городского имущества. Департамент городского имущества г. Москвы проверяет наличие проекта межевания квартала, на котором расположен земельный участок. При его наличии он выдает распоряжение об утверждении границ участка на кадастровой карте территории. Если земельный участок находится на неразмежеванной территории, то квартал вносится в соответствующий план межевания. Шаг 2. Проведите кадастровые работы по межеванию земельного участка Образование земельных участков осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Для последующей постановки земельного участка на кадастровый учет заключите договор подряда на проведение кадастровых работ с кадастровым инженером. Он установит местоположение границ участка и подготовит межевой план (ст. 22 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ; ст. ст. 29, 36 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ). Межевой план может быть помещен на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав. В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера по помещению в электронное хранилище подготовленного им межевого плана (ч. 3, 5 ст. 20 Закона N 218-ФЗ). Следует учесть, что региональным нормативным актом может быть установлен иной порядок проведения кадастровых работ для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом. Так, в г. Москве кадастровые работы с последующей постановкой на государственный кадастровый учет проводятся по решению Департамента городского имущества после обращения заинтересованного лица (п. п. 1, 2, 3, 5, 6 Порядка, утв. Приказом Департамента городского имущества г. Москвы от 29.01.2020 N 7). Шаг 3. Подготовьте документы для кадастрового учета и регистрации права общей долевой собственности на земельный участок Для кадастрового учета и государственной регистрации прав собственности на земельный участок под многоквартирным домом могут потребоваться следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 1 ст. 15, ст. 18, ч. 1 ст. 42 Закона N 218-ФЗ; п. 157 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943): 1. Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме. 2. Документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. 3. Документы о формировании органом государственной власти или органом местного самоуправления земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. 4. Правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до 31.01.1998 (если на момент представления документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости помещений в многоквартирном доме в ЕГРН (Едином государственном реестре недвижимости) отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав указанных собственников). 5. Иные необходимые для государственной регистрации прав документы в случаях, установленных законодательством РФ. За государственную регистрацию права собственности необходимо уплатить госпошлину. Представление документа о ее уплате вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ст. 17, ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ). Справка. Размер госпошлины Размер госпошлины за государственную регистрацию доли в праве общей собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме составляет 200 руб. При наличии возможности обращения с заявлением и уплаты госпошлины через порталы госуслуг и иные порталы, интегрированные с ЕСИА, госпошлина рассчитывается с учетом коэффициента 0,7 (пп. 23 п. 1 ст. 333.33, п. 4 ст. 333.35 НК РФ). В случае помещения межевого плана в электронное хранилище в заявлении можно указать его идентифицирующий номер. В таком случае представление межевого плана не потребуется (ч. 4 ст. 20 Закона N 218-ФЗ). Шаг 4. Обратитесь в Росреестр для кадастрового учета и регистрации права общей долевой собственности Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов (ч. 1, 2, 12 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.11.2015 N 883; п. п. 1.2, 1.6, 3 Положения, утв. Приказом ФГБУ "ФКП Росреестра" от 08.04.2019 N П/098): • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме. В г. Москве прием документов на государственную регистрацию осуществляется только через МФЦ, кроме приема по экстерриториальному принципу; • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (в этом случае подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально, а также приложены копии документов, удостоверяющих личность); • в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра. Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить (Информация Росреестра от 26.07.2017; Информация Росреестра от 17.10.2017). Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; пп. "в" п. 3, п. п. 3(2), 3(3) Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376). О ходе оказания услуги (например, поступлении информации об уплате госпошлины, проведении регистрации) заявитель может быть уведомлен посредством сообщений на электронную почту или номер мобильного телефона (п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137). Со дня проведения государственного кадастрового учета земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 5 ст. 16 Закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ). Проведенные кадастровый учет и государственная регистрация прав на земельный участок под многоквартирным жилым домом удостоверяются выпиской из ЕГРН (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).
01.06.2021
Северский отдел сообщает, что любой владелец недвижимого имущества может подать заявление о том, что сделки с принадлежащим ему имуществом могут производиться только при его личном участии. При подаче такого заявления в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) будет внесена соответствующая запись. Если вы опасаетесь за принадлежащие вам на праве собственности объекты недвижимости, вы можете обратиться в офис МФЦ с заявлением о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на принадлежащие вам объекты недвижимости без вашего личного участия или участия вашего законного представителя. В этом случае в ЕГРН вносится запись о таком заявлении. Для удобства заявление может быть представлено в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Заявление также может быть подано посредством почтового отправления. В случае представления заявления посредством почтового отправления подлинность подписи заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, а также в нотариальном порядке удостоверена доверенность, подтверждающая полномочия представителя заявителя. Наличие в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации является основанием для возврата без рассмотрения заявления, представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости или его законным представителем) на государственную регистрацию перехода, ограничения (обременения), прекращения права на соответствующий объект недвижимости. Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) не препятствует государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права, если основанием для государственной регистрации права по заявлению иного лица является вступившее в законную силу решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», и в иных случаях, установленных другим федеральным законом. Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) погашается на основании: • заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации; • вступившего в законную силу судебного акта; • решения государственного регистратора (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника.
25.05.2021
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. №1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
17.05.2021
Минстроем России изложена позиция по вопросу демонтажа или реконструкции ряда элементов общего имущества собственников помещений многоквартирного дома. (Письмо Минстроя России от 22.10.2020 N31768-ОГ/04 "По вопросу признания демонтажа несущих или ненесущих стен внутри помещений из состава общего имущества к случаям уменьшения состава общего имущества"). Сообщается, в частности, что решения о реконструкции многоквартирного дома, связанной с увеличением состава общего имущества, принимаются на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений. При этом для проведения реконструкции, влекущей за собой уменьшение состава общего имущества, необходимо согласие всех 100% собственников помещений многоквартирного дома. Демонтаж или реконструкция ряда элементов общего имущества собственников помещений неправомерны даже при наличии согласия на указанные работы всех 100% собственников помещений многоквартирного дома, если обязательность наличия таких элементов установлена нормативным правовым актом. Например, реконструкция, приводящая к ликвидации тамбуров в многоквартирных домах, расположенных в климатических районах I- III, неправомерна даже при наличии согласия на такую реконструкцию 100% собственников помещений многоквартирного дома.
11.05.2021
По законодательству, заинтересованное лицо может заказать выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на любой объект недвижимости. Учитывая, что в ней содержатся общедоступные сведения, правообладатель недвижимости не может запретить другим лицам обратиться с запросом на предоставление сведений по объекту, находящемуся в его собственности. А собственник объектов недвижимого имущества может получить сведения о лицах, интересовавшихся его недвижимостью. Заказать такую информацию имеет право только собственник данной недвижимости или его законный представитель. Ее можно получить в электронном виде через Личный кабинет на сайте Росреестра https://rosreestr.gov.ru (потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись) или в форме бумажного документа при личном обращении в любой из офисов МФЦ, независимо от местонахождения объектов недвижимости. Наличие или отсутствие фактов запроса информации по объекту будет указано в выписке, подготовленной для собственника. Также в ней будет содержаться информация о запрашивавших сведения, о дате получения таких сведений и исходящем номере документа. Справку о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества, предоставят через 3 рабочих дней со дня поступления запроса в орган регистрации. Приказом Министерства экономического развития №П/0145 от 13.05.2020 установлены следующие размеры платы за предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН: за предоставление правки в бумажном виде: для физических лиц - 460 руб.; для юридических - 1270 рублей; в электронном виде: для физических лиц - 290 рублей; юридических лиц - 820 рублей.
04.05.2021
Многие дачники обеспокоены появлением над их участками дронов. Они считают, что таким образом власти хотят заставить их платить дополнительные налоги или штрафовать за постройки, на которые не оформлены документы. Мониторинг с помощью беспилотников действительно проводится Росреестром. С их помощью контролируется использование участков по назначению, отслеживается самовольное занятие земель и неиспользование земель для жилищного или иного строительства, пояснили в ведомстве. Если лицо, использующее участок, обладает правами на него, площадь участка не превышает указанную в документах, а использование участка соответствует разрешенному, то опасаться нечего.
26.04.2021
Государственная регистрация прекращения права на объект недвижимости в связи с его сносом проводится одновременно с его снятием с кадастрового учета. Если в здании (сооружении), которое снесено, были поставлены на учет и зарегистрированы права на помещения (машино-места), то одновременно проводится снятие с кадастрового учета и госрегистрация прекращения прав и на все эти помещения и машино-места. После того как объект недвижимости снесен, должны быть проведены кадастровые работы. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру или в организацию, где он работает, и заключить договор подряда. В результате проведения кадастровых работ в подтверждение того, что объект недвижимости снесен выдаётся акт обследования. Для государственной регистрации прекращения права на снесенный объект недвижимости и его снятие с кадастрового учета подается одно заявление. За государственную регистрацию прекращения права на недвижимость в связи с ее сносом госпошлина не уплачивается. Государственная регистрация прекращения права при сносе недвижимости и ее снятие с кадастрового учета проводятся в общие сроки, установленные для госрегистрации прав. Они составляют: - 10 рабочих дней, если документы представлены в офисы и приемные Росреестра (кадастровой палаты); - 12 рабочих дней, если они представлены в МФЦ. Снятие объекта с кадастрового учета и госрегистрация прекращения прав на него подтверждаются Выпиской из ЕГРН.
26.04.2021
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию. Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. №1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
19.04.2021
Земельный кодекс Российской Федерации предусматривает образование земельных участков, в том числе из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для сельскохозяйственного назначения. При этом для земель сельскохозяйственного назначения, за исключением сельскохозяйственных угодий в составе таких земель, минимальный размер образуемых новых земельных участков установлен Законом Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (далее – Закон № 532-КЗ), и составляет 1,5 гектара (статья 22 Закон № 532-КЗ). Данная норма об установлении минимального размера образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения была введена Законом Краснодарского края от 22.07.2020 № 4326-КЗ «О внесении изменения в статью 22 Закона № 532-КЗ» (опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 29.07.2020). Изменения в статью 22 Закона № 532-КЗ вступили в силу 03.08.2020. Обращаем внимание, что норма минимального размера образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, не применяется в отношении: - земельных участков, образуемых при объединении; -земельных участков, представленных искусственно орошаемыми сельскохозяйственными угодьями, минимальный размер которых определяется равным размерам и границам орошаемого участка, указанного в проектной документации оросительной сети, предназначенной для орошения такого земельного участка; - земельных участков, образуемых в соответствии с федеральным законом при выделе в счет доли (долей) в праве общей долевой собственности на земельный участок; - земельных участков, образуемых в соответствии с размером фактически сложившейся площади земельных участков, ограниченных земельными участками и (или) ранее учтенными земельными участками, а также природными объектами и (или) объектами искусственного происхождения; - земельных участков, занятых внутрихозяйственными дорогами, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами и иными объектами, образование которых осуществляется с целью исключения из границ земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного использования, объектов, расположение которых в соответствии с Земельным кодексом РФ является основанием для отказа в предоставлении земельного участка; - земельных участков, образуемых для эксплуатации зданий, сооружений, в том числе используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, размер которых определяется исходя из площади, необходимой для эксплуатации таких зданий, сооружений.
13.04.2021
Собственники земельных участков иногда задумываются о разделе участка на две или несколько частей. Одну из них, при необходимости, можно подарить, передать детям для строительства собственного дома, если земля предназначена для этого, разделить между бывшими супругами и т.д. Правила раздела земельного участка изложены в статье 11.4 Земельного кодекса РФ. Вместе с тем нужно также учитывать градостроительные регламенты, которые вводят конкретику в использование земли в соответствии с ее назначением. Деление земельного участка - значит формирование из него нескольких самостоятельных наделов. Исходный участок, находящийся в совместной или общедолевой собственности, дробится пропорционально размеру земельных долей собственников. В результате раздела: • прекращается первичная целостность и существование исходного участка; • вновь образованные участки имеют то же назначение и вид разрешенного использования, что и исходный участок; • вновь образованные участки ставят на кадастровый учет и оформляют права. Важно! Если исходный земельный участок был в общей долевой собственности нескольких лиц, то с заявлением в обращаются все сособственники одновременно. При несоблюдении этого условия кадастровый учет и регистрация будут приостановлены. Снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
06.04.2021
Согласно ст. 617 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество к другому лицу не является основанием для изменения или расторжения договора аренды. В случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество, его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное.Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия, за исключением случая, когда заключение договора было обусловлено личными качествами арендатора. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации (п. 4 ст. 1152 ГК РФ). При этом датой открытия наследства является день смерти гражданина (п. 1 ст. 1114 ГК РФ). Таким образом, договор аренды продолжает действовать в течение срока аренды в случае смерти арендатора - индивидуального предпринимателя, если в договоре аренды не указана смерть одной из сторон в качестве основания для прекращения его действия (п. 2 ст. 617, ст. 1112, п. 4 ст. 1152 ГК РФ). В этом случае право аренды нежилых помещений может перейти к наследнику на оставшийся срок его действия (замена стороны арендатора в договоре - умершего гражданина на его наследника). Для замены "Арендатора", необходимо заключить Дополнительное соглашение к Договору аренды и в последующем сдать его на государственную регистрацию.
01.04.2021
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); 7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Новости 1 - 20 из 223
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!