+8 (861) 662-52-09  приемная главы, +8(861)662-54-20 дежурный ЕДДС
RU EN DE

ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

13.03.2024
ОБОРОТ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения имеет большую важность в связи с особыми плодородными свойствами такой земли, являющейся основой агропромышленного комплекса государства.
Статьей 77 ЗК РФ установлено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами, а также жилыми домами, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности, либо на земельных участках, предназначенных для ведения гражданами садоводства для собственных нужд.
Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства, реконструкции дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, и использование таких земельных участков и (или) земель в целях, указанных в п. п. 1 и 6 ст. 39.37 ЗК РФ, на основании публичного сервитута осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий (п. 2 ст. 78 ЗК РФ).
Ниже по тексту будут рассмотрены особенности правового режима земель сельскохозяйственного назначения, которые заключаются в различных правовых особенностях и ограничениях, связанных с использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Владение, пользование и распоряжение земельными участками
из земель сельскохозяйственного назначения

Владеть земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения могут граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%, могут обладать такими земельными участками только на праве аренды, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте земель)). Таким образом, действующим законодательством исключена возможность перехода права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения к иностранному юридическому лицу.
Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться в том числе для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, для целей аквакультуры (рыбоводства), для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, если иное не предусмотрено ЗК РФ (п. п. 1, 3 ст. 78 ЗК РФ).
В п. 1 ст. 78 ЗК РФ определен круг субъектов, которые вправе использовать сельскохозяйственные земли. К ним относятся:
- крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земли данной категории для осуществления их деятельности;
- граждане, ведущие личные подсобные хозяйства, животноводство, садоводство или огородничество для собственных нужд;
- хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, иные коммерческие организации;
- некоммерческие организации, в том числе потребительские кооперативы, религиозные организации;
- казачьи общества;
- опытно-производственные, учебные, учебно-опытные и учебно-производственные подразделения научных организаций, образовательных организаций, осуществляющих подготовку кадров в области сельского хозяйства, и общеобразовательные организации;
- общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, которые используют земли сельскохозяйственного назначения для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов.
Отношения, связанные с распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Законом об обороте земель.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:
1) сохранение целевого использования земельных участков;
2) установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
3) преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
4) преимущественное право других участников долевой собственности на земельный участок, находящийся в долевой собственности, либо использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
5) установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов.
При этом следует учитывать, что владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в долевой собственности 5 и более участников, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности (п. 1 ст. 14 Закона об обороте земель).

Изъятие земельных участков
из земель сельскохозяйственного назначения: случаи и порядок

Случаи изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения можно разделить на две группы:
1. Изъятие в связи с нарушением собственниками земельных участков требований в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения, установленных законодательством РФ.
2. Изъятие для государственных или муниципальных нужд.
В первой группе случаев обязательно имеет место ненадлежащее использование или неиспользование собственником участка из земель сельскохозяйственного назначения. Во второй группе случаев изъятие не связано с какими-либо нарушениями, а вызвано необходимостью использования данного участка для определенных целей федерального, регионального или местного значения.
Соответственно отличается и порядок изъятия земельных участков.
1. Изъятие в связи с нарушением собственниками земельных участков требований в отношении использования земель сельскохозяйственного назначения, установленных законодательством РФ.
Из информации, изложенной в документе "Вопрос: Каков порядок изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения?" ("Официальный сайт Минсельхоза России", 2018), следует, что в целях совершенствования механизма изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот принят Федеральный закон от 03.07.2016 N 354-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения может быть изъят у его собственника по решению суда в случаях, если:
1) в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия выявлен факт неиспользования такого земельного участка по целевому назначению в течение трех и более лет;
2) в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) на дату проведения контрольного (надзорного) мероприятия такой земельный участок используется с нарушением законодательства РФ не менее трех лет подряд с даты выявления в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) данного нарушения;
3) такой земельный участок используется с нарушением законодательства РФ, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде;
4) приобретенный в соответствии со ст. 6 Закона об обороте земель такой земельный участок не используется по целевому назначению по истечении одного года с даты его приобретения.
Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены Постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 N 612, а размер причиненного окружающей среде вреда определяется в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482.
Согласно п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель в случае неустранения правонарушений, указанных в п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, в срок, установленный выданным предписанием об устранении выявленного нарушения обязательных требований, уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению федерального государственного земельного контроля (надзора), выдавший такое предписание, после назначения административного наказания за неустранение указанных нарушений в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу решения о привлечении виновного лица к административной ответственности за неисполнение такого предписания:
1) направляет материалы, подтверждающие неустранение правонарушений, указанных в п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ;
2) подает в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, заявление о невозможности государственной регистрации перехода, прекращения, ограничения права собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения или обременения такого земельного участка до завершения рассмотрения судом дела о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в течение двух месяцев со дня поступления материалов, указанных в пп. 1 п. 4 ст. 6 Закона об обороте земель, обращается в суд с требованием об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, и о его продаже с публичных торгов (п. 5 ст. 6 Закона об обороте земель).
В течение четырех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения по одному из оснований, предусмотренных п. 1 ст. 6 Закона об обороте земель, и о его продаже с публичных торгов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ в отношении такого земельного участка проводит публичные торги по его продаже в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 6 Закона об обороте земель (п. 6 ст. 6 Закона об обороте земель).
Средства, вырученные от продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с публичных торгов либо приобретения такого земельного участка в государственную или муниципальную собственность, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и обследований его в соответствии с Федеральным законом от 16.071998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (п. 14 ст. 6 Закона об обороте земель).
Особенности государственной регистрации прав на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства РФ предусмотрены ст. 60.1 Закона о регистрации недвижимости.
2. Изъятие земель сельскохозяйственного назначения для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 6.1 Закона об обороте земель принудительное изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с земельным и гражданским законодательством.
Изъятие земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для государственных или муниципальных нужд может осуществляться в целях строительства, реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, создания или расширения особо охраняемой природной территории, выполнения международного договора или проведения работ, связанных с пользованием недрами (п. п. 1, 2 ст. 56.3 ЗК РФ).
Изъятие производится по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 ЗК РФ, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ (п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ).
Запрещается изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. 8 ст. 56.3 ЗК РФ).
Не менее чем за 60 дней до принятия решения об изъятии уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления обязаны принять меры для выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд, если в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на данные участки. Такие меры включают в себя:
- запрос сведений в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества;
- опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, а также на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
- размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования (п. 1 ст. 56.5 ЗК РФ).
Собственники, землевладельцы, землепользователи, арендаторы земельных участков, подлежащих изъятию, в течение 60 дней со дня опубликования сообщения подают заявления в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления об учете их прав (обременений прав) на земельные участки с приложением копий документов, подтверждающих эти права (обременения прав) (п. 8 ст. 56.5 ЗК РФ).
Правообладатели, права которых на земельные участки не были выявлены в указанном порядке, могут требовать возмещения от лица, которому предоставлены такие земельные участки (за исключением лиц, которым земельные участки предоставлены на праве безвозмездного пользования), либо при отсутствии указанного лица - требовать возмещения за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ, казны муниципального образования. Возврат земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества прежним правообладателям не осуществляется (п. 11 ст. 56.5 ЗК РФ).
По истечении срока, установленного для выявления правообладателей земельных участков, подлежащих изъятию, уполномоченный орган принимает решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в порядке, установленном ст. 56.6 ЗК РФ.
В течение 10 дней со дня принятия решения об изъятии уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение:
- осуществляют размещение решения об изъятии на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
- обеспечивают опубликование решения об изъятии (за исключением приложений к нему) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, муниципального округа или городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию;
- направляют копию решения об изъятии правообладателям изымаемой недвижимости письмом с уведомлением о вручении по почтовым адресам, указанным в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в случае отсутствия указанных адресов по почтовым адресам, указанным в ЕГРН;
- направляют копию решения об изъятии в орган регистрации прав;
- направляют организации, подавшей ходатайство об изъятии (при наличии такого ходатайства), копию решения об изъятии, сведения о лицах, подавших заявления об учете их прав на недвижимость, и способах связи с ними, о лицах, являющихся правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, а также копии документов, подтверждающих права указанных лиц на изымаемые земельные участки и (или) на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества (п. 10 ст. 56.6 ЗК РФ).
Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд в течение 3 месяцев со дня уведомления правообладателя о принятом решении (п. п. 13, 14 ст. 56.6 ЗК РФ).
Следующим этапом процедуры изъятия является подготовка соглашения об изъятии недвижимости и направление проекта соглашения сторонам для подписания в порядке, установленном ст. 56.7 ЗК РФ. Размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд, определяется в соответствии со ст. 56.8 ЗК РФ и Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Соглашение об изъятии заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство (п. 1 ст. 56.10 ЗК РФ).
Правообладатель изымаемого земельного участка подписывает соглашение об изъятии и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство. При наличии возражений, в том числе по размеру предлагаемого возмещения, правообладатель участка вправе направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы (п. п. 8, 9 ст. 56.10 ЗК РФ).
Если земельный участок сельскохозяйственного назначения находится в долевой собственности более чем пяти лиц, участники долевой собственности на общем собрании могут принять решения о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить данное соглашение либо о предложениях об изменении его условий, а также о лице, уполномоченном от имени участников долевой собственности без доверенности заключать указанное соглашение (пп. 6, 10 п. 3 ст. 14 Закона об обороте земель). Решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения принимаются в порядке, установленном ст. 14.1 Закона об обороте земель.
В случае, если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем изымаемого земельного участка проекта соглашения оно не подписано, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка сельскохозяйственного назначения и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ).
Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в п. п. 1 и 2 ст. 56.4 ЗК РФ, за счет средств указанной организации (п. 13 ст. 56.10 ЗК РФ).
Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступление в законную силу решения суда о принудительном изъятии земельного участка является основанием для государственной регистрации перехода прав на изъятые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества. Права на изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента государственной регистрации прекращения данных прав, если законодательством РФ не установлено иное (пп. 6 п. 1, 3 ст. 56.11 ЗК РФ).
Особенности государственной регистрации прав и (или) государственного кадастрового учета при изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд установлены ст. 60 Закона о регистрации недвижимости.

Особенности купли-продажи земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения

В силу п. 1 ст. 8 Закона об обороте земель субъект РФ или в соответствии с законом субъекта РФ муниципальное образование имеет преимущественное право покупки земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд) по цене, за которую он продается.
Продавец земельного участка обязан в установленном порядке уведомить высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием существенных условий такого договора. При этом срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 8 Закона об обороте земель извещение вручается под подписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.
В случае, если субъект РФ или в соответствии с законом субъекта РФ муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении. При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение (п. 3 ст. 8 Закона об обороте земель).
Несоблюдение преимущественных прав указанных субъектов ведет к признанию такой сделки ничтожной. Стоит отметить, что указание в извещении о продаже земельного участка цены ниже рыночной не является нарушением порядка извещения (Определение Верховного Суда РФ от 11.01.2018 N 310-КГ17-20503 по делу N А14-16627/2016).
При этом следует учитывать, что действие Закона об обороте земель не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе строительства гаражей для собственных нужд), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества (за исключением жилых домов, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на земельных участках, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности). Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ (абз. 2 п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель).
Таким образом, преимущественное право субъекта РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, муниципального образования на покупку в отношении садовых, огородных земельных участков, земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества из земель сельскохозяйственного назначения, не действует.
Помимо вышеуказанных правил о преимущественном праве на покупку, п. 2 ст. 4 Закона об обороте земель установлен максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района, муниципального округа или городского округа и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, - данный размер устанавливается законом субъекта РФ равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Также установлено ограничение права собственности в отношении иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства, а также юридических лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов - указанные лица могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 01.05.2016 N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") (ст. 3 Закона об обороте земель).
Собственник земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, которому выдано предписание об устранении выявленного в рамках федерального государственного земельного контроля (надзора) нарушения обязательных требований, не вправе передавать такой земельный участок в залог, совершать сделки, направленные на переход, прекращение права собственности на такой земельный участок, за исключением перехода права в порядке универсального правопреемства, а также иные действия, направленные на прекращение права собственности на такой земельный участок (п. 5 ст. 8 Закона об обороте земель).

Особенности аренды земельных участков из земель
сельскохозяйственного назначения

Согласно п. 1 ст. 9 Закона об обороте земель в аренду могут быть переданы земельные участки, прошедшие в установленном порядке государственный кадастровый учет. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трех до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных Законом об обороте земель (п. 3 ст. 9 Закона об обороте земель). Так, для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до пяти лет.
При этом в договоре аренды земельного участка может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных ст. ст. 8 и 10 Закона об обороте земель (п. 4 ст. 9 Закона об обороте земель).
В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок (п. 5 ст. 9 Закона об обороте земель).
При этом следует отметить, что договор аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности, имеет особенности, предусмотренные ст. 9 Закона об обороте земель.
Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается (п. 6 ст. 9 Закона об обороте земель).
Согласно п. 2 ст. 26 ЗК РФ договор аренды земельного участка, заключенный на срок более 1 года, подлежит государственной регистрации в установленном порядке.

Перевод земли из категории земель сельскохозяйственного
назначения в иную категорию

В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе земель) правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется ЗК РФ, Законом о переводе земель, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Статьей 8 ЗК РФ определено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;
2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов РФ;
земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую определены Законом о переводе земель.
Вместе с тем ст. 7 Закона о переводе земель установлены особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий. Перевод таких земель допускается в исключительных случаях, связанных с:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в ч. 2 ст. 7 Закона о переводе земель;
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее - линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
7) с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
При этом следует учитывать, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в п. 4 ст. 79 ЗК РФ, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных п. п. 3, 6, 7 и 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель.
Правовой статус особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий установлен п. 4 ст. 79 ЗК РФ, а их состав раскрывается в региональном законодательстве.
Так, согласно п. 4 Порядка формирования и ведения перечня особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, расположенных на территории Московской области, использование которых для других целей не допускается (утв. Постановлением Правительства МО от 17.10.2017 N 872/38), к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям от
Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!