О каталоге
Каталог
{{ catalog.about.title }}

{{ p }}

{{ alert.title }}

{{ alert.descr }}

{{ alert.src }}
{{ alert.time }}
Подробнее
Категории
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ rightTitle }}
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ right.title }}

Контакты
{{ right.link }}
{{ right.address }}
Администрация муниципального образования Северский муниципальный район
Краснодарского края

ОБЩЕЕ ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО (ФЕРМЕРСКОГО) ХОЗЯЙСТВА - КОРПОРАТИВНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ КОЛЛЕКТИВНОГО ЛИЦА?

1. Порядок создания и деятельность первой формы КФХ - корпоративного юридического лица регламентируется положениями ст. 86.1 ГК РФ <3>. Данное фермерское хозяйство представляет собой объединение любых граждан в целях ведения сельского хозяйства. Можно выделить ряд особенностей данных фермерских хозяйств.
--------------------------------
<3> См. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ "О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Во-первых, это объединение любых физических лиц - российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства. В данном случае не следует строго формально толковать формулировку о сельскохозяйственном "объединении граждан" (абз. 2 п. 1 ст. 86.1 ГК РФ) как объединении лиц, имеющих гражданство Российской Федерации <4>. Членами фермерского хозяйства - юридического лица, впрочем, как и не обладающего правами юридического лица (главой КФХ), могут быть граждане РФ и иностранные граждане. Кроме того, в ст. 86.1 ГК РФ вовсе отсутствует указание на родственную либо иную связь, что расширяет возможность участия любых физических лиц в данной форме корпоративного объединения.
--------------------------------
<4> См. ст. 4 Федерального закона от 28 апреля 2023 г. N 138-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".

Во-вторых, КФХ - это объединение в целях ведения экономической деятельности в области сельского хозяйства. Буквальное толкование формулировки п. 1 ст. 86.1 ГК РФ позволяет сделать вывод, что создать юридическое лицо могут лишь те граждане, которые уже ведут совместную деятельность на основе соглашения о создании КФХ, но впоследствии решили зарегистрировать его как корпоративную организацию (юридическое лицо). Можно также предположить, что одна форма действующего фермерского хозяйства (без образования юридического лица) последовательно трансформируется в другую - корпоративное юридическое лицо. Доказательством данного тезиса служит отсылка на ст. 23 ГК РФ, в силу которой раскрывается производственно-хозяйственная деятельность гражданина на основе соглашения о создании КФХ.
В отношении фермерского хозяйства законодатель часто использует термин "производственная деятельность" и изредка - "предпринимательская деятельность". Однако, будучи коммерческими корпоративными юридическими лицами (ст. 50 ГК РФ), КФХ осуществляют деятельность, направленную на извлечение прибыли, т.е. предпринимательскую (ст. 2 ГК РФ).
В-третьих, законодатель подчеркивает, что рассматриваемая форма объединения лиц основана на личном участии членов КФХ. В связи с этим используются такие формулировки, как "совместная производственная" и "иная хозяйственная деятельность". Причем данный подход используется и в других правопорядках, например в законодательстве Республики Казахстан также указано, что данное объединение - трудовое (ст. 41 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - ПК РК)).
В Республике Беларусь, подобно российскому опыту первой формы КФХ, фермерские хозяйства создаются как основанные на личном труде коммерческие юридические лица (ст. 115.1 ГК РБ, ст. 1 Закона РБ от 18 февраля 1991 г. N 611-XII "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"). Примечательно, что белорусские КФХ могут создаваться исключительно в форме юридического лица, вне зависимости от того, являются его учредителем одно или несколько лиц.
Обратим внимание на дискуссионное положение п. 5 ст. 86.1 ГК РФ, отсылающее к несуществующему специальному закону. Фактически такого акта в российском законодательстве нет, при этом действующий Закон N 74-ФЗ посвящен не юридическим лицам, а фермерским хозяйствам, созданным без образования юридического лица <5>.
--------------------------------
<5> См., например, п. 1.5 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 (2020), направленного письмом ФНС России от 31 декабря 2020 г. N КВ-4-14/22005.

2. Вторая форма КФХ не предполагает образования юридического лица, а его деятельность регламентируется Законом N 74-ФЗ. В силу п. 5 ст. 23 ГК РФ данная форма представляет собой разновидность производственно-хозяйственной деятельности гражданина в области сельского хозяйства. В Законе N 74-ФЗ указывается на то, что к рассматриваемой предпринимательской деятельности применяются положения о деятельности коммерческих организаций (абз. 2 п. 3 ст. 1), если иное не вытекает из существа правового регулирования и складывающихся правоотношений. То есть аналогия закона к различным по своей форме КФХ допускается лишь в целях эффективного правового регулирования.
В отличие от КФХ - корпоративной организации, создание которой возможно несколькими лицами, вторая форма КФХ может создаваться как одним, так и несколькими лицами. Такая возможность позволяет утверждать о том, что только в случае кооперации нескольких лиц фермерскому хозяйству придается корпоративный характер объединения.
При учреждении КФХ без прав юридического лица одним лицом его можно условно обозначить "компанией одного лица", поскольку один глава олицетворяет собой КФХ (по сути, индивидуальное предприятие), за исключением лишь того обстоятельства, что компания одного лица в юридической литературе обычно рассматривается как корпоративное юридическое лицо, поскольку существует возможность вхождения в ее состав новых членов.
Рассматриваемая дифференциация свидетельствует об уникальности фермерского хозяйства, создаваемого в качестве индивидуального либо коллективного субъекта права. Во всех случаях КФХ данной формы считается созданным с момента регистрации его главы в качестве индивидуального предпринимателя.
Содержание соглашения о создании КФХ (в случае его заключения двумя и более членами) свидетельствует о том, что данный субъект права является договорной конструкцией корпоративного объединения лиц - гражданско-правового сообщества <6>. При этом мы разделяем корпорацию с правами юридического лица (ст. 86.1 ГК РФ) и корпорацию без прав юридического лица, объединяющую лиц в силу заключенного договора (среди которых учрежденные несколькими лицами КФХ, инвестиционные товарищества, страховые пулы и иные корпоративные образования). Организационное единство в рассматриваемом субъекте права обеспечивают устойчивые юридические связи между членами КФХ, реализующими управленческие правомочия в отношении общего имущества хозяйства. Его члены могут и не иметь родства с главой КФХ, но таких членов не может быть более пяти человек. Для семейного фермерского хозяйства ограничений по численности членов семьи нет, есть только ограничение по количеству семей - не более трех. Данное законодательное ограничение, полагаем, обосновано тем, что при большем количестве членов КФХ, не обладающих между собой родственными и иными связями, должны объективно использоваться другие организационно-правовые формы субъектов предпринимательства - хозяйственные общества, хозяйственные партнерства и т.д.
--------------------------------
<6> См.: Лаптев В.А. Гражданско-правовое сообщество в системе управления корпорацией: задачи законодателя и реалии судебной практики // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2022. N 4. С. 46 - 57.

3. Третья форма КФХ исторически была наделена правами юридического лица в силу Закона N 348-1, вместе с тем ее не следует рассматривать как разновидность юридического лица. Правоспособность КФХ реализовывалась его дееспособным главой (п. 4 ст. 1), а одним из оснований прекращения его деятельности являлся случай, когда не остается ни одного члена (либо наследника), желающего продолжать деятельность хозяйства (ст. 32), в то время как юридическое лицо в силу ст. 61 ГК РФ не ликвидируется (в силу закона), если в его составе не остается ни одного участника.
Таким образом, мы можем говорить, что не все созданные по старым правилам (по Закону N 348-1) фермерские хозяйства являются корпоративными, поскольку допускалась возможность ведения сельскохозяйственной деятельности одним членом.
Положения ст. 86.1 ГК РФ о юридических лицах применяются к КФХ, созданным с правами юридического лица по Закону N 348-1 (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 302-ФЗ). Вместе с тем при образовании "старых" фермерских хозяйств (третья форма) акцент ставился на семейном характере данного предпринимательства, даже если в составе членов могли быть и иные лица. Современные же КФХ (юридические лица, первая рассматриваемая форма) представляют собой объединение любых совместно трудящихся лиц.
Следует учитывать, что Закон N 348-1 утратил силу в 2003 г. с принятием Закона N 74-ФЗ (п. 3 ст. 23), но положения последнего могли применяться к старым КФХ (образованным с правами юридических лиц) в части, не противоречащей существу данного нормативного регулирования. Получается, что с 2003 г. КФХ (с правами юридического лица) на протяжении девяти лет "жили своей жизнью" по аналогии в отрыве от норм собственного закона вплоть до принятия в 2012 г. ст. 86.1 ГК РФ.
Таким образом, существование третьей формы КФХ в настоящее время может рассматриваться в качестве особой формы фермерского хозяйства. Однако в целях единообразного применения положений законодательства третья форма должна быть приведена в соответствие с первой формой - корпоративным юридическим лицом (ст. 86.1 ГК РФ). Законодательное сохранение третьей формы КФХ, по сути, объединило в них элементы рассматриваемых выше первых двух форм КФХ.
Старые КФХ не являлись юридическими лицами, о чем также свидетельствует бесспорный аргумент: имущество юридического лица принадлежит ему на праве частной собственности (ст. 86.1, 212 и 213 ГК РФ). Однако в старых КФХ имущество принадлежало на праве долевой собственности членам, а не самому хозяйству (ст. 15 Закона N 348-1). То есть хозяйствующий субъект образовывался в том числе как коллективное имущественное объединение членов гражданско-правового сообщества.
Рассмотренные пересечения в правовом регулировании имеют существенное значение для правоприменительной практики, на что обращалось внимание в юридической литературе, в том числе ввиду неопределенности в вопросах правового режима и юридической судьбы принадлежащего КФХ имущества <7>. В судебной практике также отражены случаи правовой неопределенности в деятельности налоговых (регистрирующих) органов при применении законодательства к созданным в различные годы, в частности, фермерским хозяйствам с правами юридического лица, которым лишь в судебном порядке удавалось доказывать право на реорганизацию в форме преобразования в общество с ограниченной ответственностью (п. 1.5 Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов N 4 за 2020 г.).
--------------------------------
<7> См., например: Лаптев В.В. Предпринимательское (хозяйственное) право и реальный сектор экономики. М., 2010. С. 31; Габов А.В. Реорганизация крестьянского (фермерского) хозяйства - юридического лица // Актуальные проблемы российского права. 2020. N 5. С. 79 - 95; Терентьев А.В. О некоторых вопросах управления в крестьянских (фермерских) хозяйствах, созданных в порядке ст. 86.1 ГК РФ // Гражданское право. 2020. N 6. С. 35 - 38; Давыдова О.В. О доходе главы КФХ // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2021. N 8. С. 20 - 26; Сенин Н.К. Выход члена КФХ из состава хозяйства // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения: учет в сельском хозяйстве. 2022. N 1. С. 71 - 74; Ельникова Е.В. Крестьянское (фермерское) хозяйство в системе российских коммерческих корпораций: вопросы без ответов // Хозяйство и право. 2023. N 3. С. 27 - 42; Шапсугова М.Д. Крестьянское (фермерское) хозяйство как форма ведения индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере сельского хозяйства // Аграрное и земельное право. 2019. N 5 (173). С. 74 - 77.

Уникальность рассматриваемых субъектов права отражена в многочисленных трудах правоведов в области предпринимательского (хозяйственного) права <8>, в которых обосновывалась эффективность идеи законодательного разделения субъектов предпринимательства на индивидуальных и коллективных <9>, демонстрирующего сущностные различия в формах и характере их предпринимательской деятельности, а также имущественной основы.
--------------------------------
<8> См., например: Мартемьянов В.С. Хозяйственное право. Т. 1. М., 1994; Лаптев В.В. Предпринимательское право: понятие и субъекты. М., 1997.
<9> См. Закон РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности" (утр. силу).

Исследуя зарубежный опыт, например Казахстана, видится интересным разграничение крестьянских и фермерских хозяйств, а также выделение трех форм рассматриваемых хозяйствующих субъектов (ст. 41 ПК РК):
1) крестьянское хозяйство, в котором предпринимательская деятельность осуществляется в форме семейного предпринимательства, основанного на базе общей совместной собственности;
2) фермерское хозяйство, основанное на осуществлении личного предпринимательства;
3) фермерское хозяйство, организованное в форме простого товарищества на базе общей долевой собственности на основе договора о совместной деятельности.
Так, первая форма казахских сельских хозяйств схожа с российскими КФХ, коллективно учрежденными в соответствии с Законом N 74-ФЗ. Вторая форма фермерского хозяйства - на базе личного предпринимательства - создается подобно регистрации российских глав КФХ в качестве индивидуальных предпринимателей также по Закону N 74-ФЗ. Третья форма казахских фермерских хозяйств не похожа ни на одну из действующих в России форм КФХ, а схожа с российскими простыми товариществами - корпоративными объединениями договорного типа (ст. 1041 ГК РФ). Получается, что коллективные хозяйствующие субъекты образуются в первой (крестьянской) и третьей (фермерской) формах, а единоличные (индивидуальные) хозяйства могут быть только фермерскими.
Таким образом, используемые в российском законодательстве как тождественные категории "крестьянские" и "фермерские" сельские хозяйства могут по-разному раскрываться в зарубежных правопорядках.
Подобно российскому опыту, в Казахстане членами КФХ могут быть не только родственники, но и иные лица, совместно ведущие общее хозяйство (п. 2 ст. 42 ПК РК).
В Республике Узбекистан законодатель использует термин "фермерское хозяйство", обозначая им основного субъекта предпринимательства в области сельского хозяйства в стране (ст. 1 Закона РУз от 30 апреля 1998 г. N 602-I "О фермерском хозяйстве", ст. 18 ГК РУз). По сути, узбекские фермерские хозяйства аналогичны второй форме российских КФХ без прав юридического лица, создаваемых в качестве индивидуального хозяйствующего лица (посредством регистрации главы КФХ), поскольку работа членов семьи в узбекских фермерских хозяйствах осуществляется на основе трудового договора, заключаемого по нормам трудового законодательства.
В Кыргызской Республике и Республике Таджикистан закреплены две формы КФХ: юридическое лицо (коммерческая организация) и хозяйствующий субъект без прав юридического лица (ст. 82-1 ГК КР; ст. 1 Закона КР от 3 июня 1999 г. N 47 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"; п. 2 ст. 3 Закона РТ от 15 марта 2016 г. N 1289). Подчеркнем, что в Таджикистане фермерские хозяйства без образования юридического лица могут создаваться с численностью членов от 1 до 50 человек, а с образованием юридического лица - без учета количества членов.
Общее имущество фермерского хозяйства. Применительно к вопросу общего имущества членов фермерского хозяйства следует учитывать, что данное имущество образуется лишь в тех КФХ, которые не обладают правами юридического лица, поскольку в КФХ - юридических лицах все имущество принадлежит корпоративной организации на праве частной собственности (п. 2 ст. 86.1 ГК РФ).
В отличие от общего имущества многоквартирного жилого дома (ст. 290 ГК РФ, ст. 36 ЖК РФ), которое принадлежит на праве общей долевой собственности, общее имущество КФХ по общему правилу принадлежит на праве совместной собственности (доли членов изначально не определены), а исключение составляют случаи заключения соглашения об определении размера доли его членов (п. 3 ст. 6 Закона N 74-ФЗ). В Законе N 74-ФЗ даже отсутствует отсылка на нормы иных законов, в силу которых устанавливается долевая собственность. Таким образом, закон наделяет дискреционными полномочиями членов КФХ договорным путем определить размер долей каждого члена <10>.
--------------------------------
<10> См. также: Долинская В.В. Крестьянское (фермерское) хозяйство как специализированная организационно-правовая форма агробизнеса // Законы России: опыт, анализ, практика. 2023. N 9. С. 13 - 20; Устюкова В.В. Правовое положение крестьянского (фермерского) и личного подсобного хозяйства в условиях аграрной реформы. М., 2000.

По указанным выше причинам полагаем, что общие положения ГК РФ, позволяющие в судебном порядке определить долю собственника (члена КФХ) в праве общей собственности на общее имущество (п. 5 ст. 244 ГК РФ), не должны применяться к фермерским хозяйствам, поскольку специальный Закон N 74-ФЗ такой возможности не содержит. Судебный порядок используется только для определения размера денежной компенсации при выходе члена КФХ. В данном вопросе должен отдаваться приоритет специальному закону, который устанавливает вариативно: изначально совместную собственность, а при заключении соглашения (договорным путем) - долевую. На практике, в отсутствие определения размера доли каждого члена фермерского хозяйства, данные доли предполагаются равными, что вполне очевидно при объединении лиц, основанном на их личном труде.
Отметим, что режим совместной собственности членов КФХ был изначально установлен и в части первой ГК РФ (ст. 257), поскольку фермерские хозяйства исторически создавались как семейный бизнес на базе общей собственности (ст. 15 Закона N 348-1).
Любопытен и тот факт, что при принятии в 1994 г. части первой ГК РФ действовали КФХ с правами юридического лица, в которых имущество изначально принадлежало их членам на праве долевой собственности, а лишь при единогласном решении всех членов могло находиться в общей совместной собственности (п. 1 ст. 15 Закона N 348-1). То есть в отличие от современных КФХ в старых все наоборот, изначально была долевая, но могла быть установлена совместная общая собственность. Кроме того, в прежнем Законе N 348-1 (п. 3 ст. 15) также использовался термин "общее имущество" в контексте нормы о запрете разделения (выдела) в натуре общего имущества.
Таким образом, в России сложилось параллельное законодательное регулирование, при котором положениями ГК РФ регламентируется деятельность:
КФХ - юридического лица, имущество которого принадлежит ему на праве частной собственности (ст. 86.1 ГК РФ);
КФХ, не обладающего правами юридического лица, с общим правилом о совместной собственности на общее имущество (ст. 257 ГК РФ и Закон N 74-ФЗ);
КФХ, обладающего правами юридического лица, с общим правилом о долевой собственности на общее имущество (ст. 15 Закона N 348-1).
Еще раз подчеркнем, что наше внимание сконцентрировано на общем имуществе второй формы фермерского хозяйства.
В иностранных правопорядках, например в Республике Казахстан, имущество крестьянского хозяйства по общему правилу находится в совместной собственности; фермерского простого товарищества - в общей долевой; частного фермерского хозяйства - в частной собственности предпринимателя (ст. 46 ПК РК).
В Республике Беларусь имущество КФХ, предназначенное для осуществления фермерской деятельности, а также являющееся результатом такой деятельности, принадлежит на праве собственности хозяйству, а не его членам (ст. 115.2 ГК РБ, ст. 15 Закона РБ от 18 февраля 1991 г. N 611-XII).
В Кыргызской Республике вне зависимости от формы КФХ (юридического лица или без прав юридического лица) все имущество принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, за исключением установленных законом либо договором случаев (ст. 82-3 ГК КР). Примечательно, что гражданам, юридическим лицам и крестьянским (фермерским) хозяйствам посвящены отдельные главы ГК КР (гл. 4, 4-1 и 5 соответственно), что подчеркивает уникальность каждого из них, даже несмотря на то, что одна из форм КФХ имеет статус юридического лица.
В фермерских хозяйствах без прав юридического лица в Республике Таджикистан, подобно российскому опыту, имущество принадлежит их членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное; а в фермерских хозяйствах с правами юридического лица имущество находится в собственности хозяйства, даже несмотря на то, что последнее создается на основе общего имущества его членов, у которых возникает обязательственное право на это имущество (ст. 328 и 330 ГК РТ). То есть в таджикском гражданском законодательстве содержится отсылка к иному закону, в силу которого возможно установить долевую собственность.
В российском законодательстве выделяются два вида имущества фермерского хозяйства без прав юридического лица:
имущество, необходимое для осуществления фермерской деятельности (земельный участок, жилой дом, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное);
имущество, представляющее собой результат фермерской деятельности (плоды, продукция и доходы).
В свою очередь, вторая группа имущества всегда представляет собой общее имущество - собственность членов КФХ. А первую группу имущества (необходимого для ведения деятельности) можно разделить на два подвида:
имущество, находящееся в собственности членов КФХ (например, хозяйственные постройки, насаждения, птица и скот);
имущество, находящееся в пользовании (в частности, арендованные земельные участки, лизинговая сельскохозяйственная техника и др.).
С точки зрения цивилистической доктрины не каждое имущество является общим имуществом, которое обычно рассматривается как общая собственность, и уж тем более категории "имущество" и "общее имущество" не тождественны. Вместе с тем, говоря об общем имуществе фермерского хозяйства, необходимо учитывать, что в его состав могут входить любые объекты гражданских прав (ст. 128 ГК РФ) как принадлежащие членам КФХ на различных юридических основаниях. Так, при формировании конкурсной массы КФХ-должника в состав имущества входят права аренды земельного участка и иные принадлежащие фермерскому хозяйству и имеющие денежную оценку имущественные права, о чем свидетельствуют положения ст. 221 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Бесспорно, следует различать используемые законодателем правовые категории "имущество" и "общее имущество", а также "имущество фермерского хозяйства" и "имущество членов фермерского хозяйства". С одной стороны, категория "имущество" может рассматриваться как родовое понятие, включающее любое имущество в собственности (общее имущество), а также на ином законном основании (в том числе на праве аренды). То есть, по сути, общее имущество рассматривается как составляющая часть имущества фермерского хозяйства. Но при таком подходе мы делаем существенную ошибку, определяя имущество исключительно с позиции вещного права и перечисленных в ГК РФ вещных титулов. Так, в силу п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака" при разделе совместной собственности супругов также подлежат разделу принадлежащие им имущественные права, в том числе права аренды, что отражено в судебной практике <11>. Соответственно, категория имущества не может быть определена исключительно инструментарием вещного права.
--------------------------------
<11> См., например, Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 25 апреля 2017 г. N 60-КГ17-1.

В то же время применительно к рассматриваемой форме фермерского хозяйства законодатель использует термин "имущество" как тождественный понятию "общее имущество". Полагаем, разумна такая квалификация, при которой все имущество фермерского хозяйства - активы <12> (объекты гражданских прав), имеющее стоимостную оценку, будет являться общим имуществом и принадлежать на праве общей собственности его членам. Следовательно, любые имущественные права (например, право аренды земельного участка для ведения сельскохозяйственной деятельности, право требования денежных средств и т.д.) также составляют общее имущество членов фермерского хозяйства.
--------------------------------
<12> Актив (для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности) - имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод (п. 36 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утв. Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 256н).

Таким образом, если результаты фермерской деятельности - плоды, продукция и доходы - совершенно очевидно поступают в общую собственность членов КФХ, о чем прямо гласит положение ст. 248 ГК РФ и п. 2 ст. 6 Закона N 74-ФЗ, то имущество, составляющее основу ведения данной деятельности, со всем его сложным составом также является составной частью общего имущества.
Законодатель фактически разделил общее имущество КФХ на вещи в собственности и имущество (включая имущественные права) на ином законном основании. Однако все указанные активы имеют тесную связь с экономической деятельностью КФХ в области сельского хозяйства.
Следует учитывать, что законодатель справедливо отходит от категории "собственность", обозначающей триаду полномочий собственника с позиции вещного права (владение, пользование и распоряжение), а использует более удачный в данном случае термин - "имущество", обозначающий любой актив, обладающий экономической ценностью. Такой подход позволяет охватить все активы фермерского хозяйства, как приобретенные за счет средств членов, так и полученные в результате его деятельности. По сути, инструментарием вещного права мы лишь раскрываем объем правомочий, принадлежащих его правообладателю в отношении конкретной вещи, но не всего общего имущества фермерского хозяйства.
Доказательством данного тезиса также служит законодательное отграничение общего имущества членов КФХ, на которое может быть обращено взыскание, от личного имущества, приобретенного на личные доходы членов КФХ и не связанного с деятельностью хозяйства (п. 3 ст. 221 Закона о банкротстве); а также тот факт, что при банкротстве все имущество КФХ-должника, задействованное в процессе сельскохозяйственной деятельности, должно продаваться с торгов единым лотом как предприятие и лишь в случае невозможности такового - по частям (ст. 222 Закона о банкротстве).
По указанным причинам схоластический характер будет иметь анализ ряда вещей из состава общего имущества фермерского хозяйства с точки зрения цивилистической их категоризации на делимые и неделимые, сложные, главные вещи, принадлежность и т.д. В частности, не представляет научного прагматизма и практикоориентированности юридическая оценка сельскохозяйственных насаждений, птицы и скота, которые в достаточной степени охватываются емким термином "общее имущество, предназначенное для ведения сельскохозяйственной деятельности".
В ряде стран можно наблюдать аналогичный российскому опыту подход в разделении общего имущества КФХ на имущество, предназначенное для фермерской деятельности, и имущество, составляющее результаты такой деятельности (п. 2 и 3 ст. 46 ПК РК; п. 1 - 3 ст. 8 Закона Кыргызской Республики от 3 июня 1999 г. N 47 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").
Существенная роль при определении режима общего имущества отводится соглашению о создании КФХ без прав юридического лица <13>. Данное соглашение может содержать любые непротиворечащие действующему законодательству условия о порядке формирования, владения, пользования и распоряжения его имуществом, а также распоряжения полученными от фермерской деятельности плодами, продукцией и доходом. Полномочия главы КФХ, действующего от имени последнего, также определяются соглашением (ст. 17 Закона N 74-ФЗ).
--------------------------------
<13> КФХ - юридические лица, будучи коммерческими корпоративными организациями, действуют на основании устава (п. 1 и 2 ст. 52 ГК РФ).

В КФХ одного лица общее имущество не образуется, а принадлежит фермеру (главе) на праве частной собственности.
Таким образом, по нашему мнению, общее имущество учрежденного несколькими лицами фермерского хозяйства на основе заключенного соглашения можно обозначить корпоративной собственностью коллективного лица <14>, образуемой в рассматриваемом корпоративном хозяйствующем субъекте.
--------------------------------
<14> Подробнее о понятии "корпоративная собственность" см., например: Лаптев В.А. Корпоративная собственность - юридический прием корпоративного права // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2017. N 2 (6). С. 62 - 68.

Общее имущество КФХ, позволяющее осуществлять сельскохозяйственную деятельность (земельный участок, средства производства и др.), разделу не подлежит, в том числе в случае выхода из состава фермерского хозяйства одного из его членов (п. 1 ст. 9 ГК РФ). При этом речь не идет о том, что в составе общего имущества присутствуют исключительно неделимые вещи, а установлено правило о целостности имущественной основы фермерского хозяйства как предприятия или как бизнеса.
Таким образом, с прекращением статуса одного из членов гражданско-правового сообщества (корпоративного объединения членов фермерского хозяйства), осуществляющего ведение экономической деятельности в данной форме коллективного хозяйствующего субъекта, одновременно прекращается его право собственности в отношении общего имущества. Раздел общего имущества допускается лишь в одном случае - при прекращении фермерского хозяйства (ст. 258 ГК РФ, п. 4 ст. 9 Закона N 74-ФЗ).
Участник при выходе вправе претендовать на денежную компенсацию стоимости ранее принадлежавшей ему доли в праве собственности на общее имущество (ст. 9 Закона N 74-ФЗ) <15>. Такой же подход используется и при наследовании доли в общем имуществе КФХ (ст. 1179 ГК РФ). В качестве последствия при выходе одного участника из состава КФХ его доля соответственно перераспределяется среди оставшихся членов.
--------------------------------
<15> Денежная компенсация определяется с учетом стоимости чистых активов на момент выхода (см., например, Определение ВАС РФ от 25 октября 2011 г. N ВАС-13262/11).

Подобные подходы о единстве и неделимости общего имущества фермерского хозяйства сформулированы в ряде актов зарубежных стран (например, ст. 49 ПК РК, ст. 225 ГК РК; ст. 329 и 1302 ГК РТ, п. 2 ст. 16 Закона РТ от 15 марта 2016 г. N 1289).
Условия соглашения о создании российских фермерских хозяйств в части правового режима имущества должны корреспондировать с видами юридической ответственности его членов. Так, в ст. 4 и 15 Закона N 74-ФЗ отсутствует запрет установить, например, при совместной собственности на общее имущество условие о солидарной ответственности членов по обязательствам фермерского хозяйства, а при долевой собственности - соразмерной размеру их доли в общем имуществе.
Заметно большое значение договорной регламентации внутренних отношений в рассматриваемом хозяйствующем субъекте. На практике члены фермерского хозяйства могут заключать различные соглашения: о создании КФХ; о смене и назначении нового главы КФХ; об определении долей в имуществе КФХ; о порядке использования плодов, продукции и доходов и др.
Соглашение о создании КФХ или о смене и назначении нового главы КФХ не подлежит государственной регистрации, считается заключенным с момента его подписания подобно любой консенсуальной сделке. Относительно соглашения об определении доли членов КФХ, например в отношении принадлежащего недвижимого имущества, следует учитывать, что доли в праве общей долевой собственности на данное общее имущество подлежат соответствующей регистрации в Росреестре (ст. 42 и п. 12 ст. 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Весьма интересным представляется тот факт, что именно соглашением о создании КФХ определяются обязанности его членов и порядок несения ими ответственности. Закон N 74-ФЗ не содержит положения о характере ответственности действующих членов по обязательствам КФХ (индивидуальная, солидарная либо субсидиарная). Только для прекративших свое участие членов КФХ законодатель закрепил субсидиарную ответственность по обязательствах КФХ, возникшим в период их участия (п. 3 ст. 8 Закона N 74-ФЗ). Таким образом, вопросы ответственности должны предельно четко регламентироваться соглашением о создании КФХ.
Заключение. Проведенное исследование свидетельствует о существовании уникального правового режима общего имущества в фермерских хозяйствах без прав юридического лица с участием двух и более лиц. При этом высока роль договорного характера регламентации внутренних отношений между членами и фермерским хозяйством в целом.
Правовой режим имущества фермерского хозяйства предопределяет его статус хозяйствующего субъекта как коллективного либо индивидуального лица соответственно. Наличие общего имущества является основой фермерского хозяйства корпоративного типа, не обладающего правами юридического лица.
Предлагается законодательное закрепление единого подхода к правовому режиму общего имущества любой формы фермерского хозяйства, созданного двумя и более гражданами, установив общее правило о праве общей совместной в отношении данного имущества и специальное (по соглашению) - общей долевой собственности.
Дата публикации: 15.04.2025