О каталоге
Каталог
{{ catalog.about.title }}

{{ p }}

{{ alert.title }}

{{ alert.descr }}

{{ alert.src }}
{{ alert.time }}
Подробнее
Категории
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ rightTitle }}
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ right.title }}

Контакты
{{ right.link }}
{{ right.address }}
Администрация муниципального образования Северский район
Краснодарского края

Новости Северского росреестра

ЕСЛИ НЕ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ЗЕМЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Для земледельцев (и для государства) большое значение имеет эффективное использование земель. С учетом не везде благоприятного для выращивания сельскохозяйственных культур климата нашей страны важно эффективно использовать уже освоенные участки.
С этой целью применяются разные методы стимулирования владельцев земельных участков для наиболее активного их использования, в том числе налоговое регулирование.

Если участок не используется по назначению,
то ставка повышается

Согласно ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. При этом для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).
Для "обычных" участков, которых большинство, применяется ставка 1,5%, но для некоторых категорий земельных участков действует ставка 0,3%, в том числе для участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельхозпроизводства.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Причем указано, что в составе таких земель выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).
На основании п. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" факт неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливает орган государственного земельного надзора.
До принятия в судебном порядке по иску названного органа решения о принудительном изъятии такого земельного участка у его собственника отводится не менее трех лет, в течение которых он может все же приступить к использованию участка по целевому назначению.

К сведению. Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в настоящее время приведены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482.
По сравнению с применявшимся до 30.09.2020 Перечнем, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 N 369, число названных признаков существенно расширилось, они описываются подробнее.

В Письме Минфина России от 16.07.2014 N 03-05-04-02/34879 <1> сообщается, что, если земельный участок признан уполномоченным органом не используемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. также Письма Минфина России от 03.06.2015 N 03-05-04-02/32131, ФНС России от 28.12.2018 N БС-4-21/25914@, от 19.02.2020 N БС-4-21/2910@).
--------------------------------
<1> Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 30.07.2014 N БС-4-11/14944@.

К сведению. По мнению налоговиков, названные условия применения ставки в размере не более 1,5% действуют также в случае перехода права на земельный участок к лицам, которые не привлекались к административной ответственности за его использование не по целевому назначению, в том числе когда предыдущий собственник распорядился земельным участком до устранения им правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.7 или 8.8 КоАП РФ (предусматривают административную ответственность за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использование участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению) (см. также п. 3 Письма ФНС России от 20.03.2018 N БС-4-21/5157@). У Минфина иной подход (см. Письмо от 04.02.2019 N 03-05-06-02/6228). Он считает, что после перехода права собственности на земельный участок, который не использовался для сельскохозяйственного производства прежним владельцем, подлежит применению ставка 0,3%, поскольку основания полагать, что новый владелец не использует участок по его назначению, отсутствуют.

Чиновники часто отмечают, что для применения налоговой ставки в размере, не превышающем 0,3%, необходимо соблюдение одновременно двух условий: отнесение земельного участка к определенной категории или виду разрешенного использования (к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах) и полное использование этого участка для сельскохозяйственного производства.
В этом их поддерживают арбитражные суды (см., например, Постановления АС ВВО от 03.02.2021 N Ф01-15912/2020 по делу N А28-16743/2019, от 15.11.2018 N Ф01-5101/2018 по делу N А28-2455/2017, АС ЗСО от 17.11.2020 N Ф04-4333/2020 по делу N А27-25395/2019).
В соответствии с п. 18 ст. 396 НК РФ орган, осуществляющий государственный земельный надзор, обязан в течение десяти дней со дня выдачи предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства, связанного с неиспользованием для сельскохозяйственного производства земельного участка, принадлежащего организации или физическому лицу на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 4 и 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ <2>), представить в налоговый орган по субъекту РФ сведения о неиспользовании такого участка для сельхозпроизводства.
--------------------------------
<2> Не используемых в предпринимательской деятельности, приобретенных (предоставленных) для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или огородничества, а также земельных участков общего назначения, предусмотренных Федеральным законом от 29.07.2017 N 217-ФЗ, а также ограниченных в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

При установлении органом, осуществляющим государственный земельный надзор, факта устранения указанного нарушения либо при отмене указанного предписания сведения об установлении такого факта либо об отмене такого предписания в течение десяти дней представляются в налоговый орган по субъекту РФ. Данные сведения представляются также органом, осуществляющим государственный земельный надзор, в налоговый орган по его запросу в течение пяти дней со дня получения соответствующего запроса.
По мнению ФНС, если обследования земельных участков проведены по законодательству РФ и в порядке, установленном для осуществления муниципального земельного контроля нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, то результаты обследований могут рассматриваться налоговыми органами для подтверждения соответствующих фактов использования (неиспользования) земельных участков в предпринимательской деятельности в целях применения налоговых ставок, установленных согласно абз. 3, 4 пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (Письма от 29.09.2020 N БС-4-21/15891@, от 02.12.2020 N БС-4-21/19846@).
По норме п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.

Пример. В сентябре 2020 года выявлен факт неиспользования собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с данной целью. В августе 2021 года признано, что это нарушение устранено.
Согласно разъяснению Минфина за все отчетные периоды 2020 года, в том числе за I, II и III кварталы, земельный налог собственник должен уплатить по ставке 1,5%, как для прочих земель.
За все отчетные периоды 2021 года земельный налог уплачивается по ставке 0,3%, как для земель сельскохозяйственного назначения.
За прошедшие до вынесения того и другого решения отчетные периоды необходимо представить уточненные декларации.

Если нарушение оперативно устранено

Добросовестный хозяйствующий субъект, в отношении которого выявлен факт неиспользования земельного участка по сельскохозяйственному назначению, постарается как можно быстрее исправить нарушение. Не исключено, что ему удастся это сделать в том же налоговом периоде, когда нарушение зафиксировано.
В связи с этим в Письме Минфина России от 23.08.2017 N 03-05-04-02/54186 <3> указано, что НК РФ не определен порядок применения налоговой ставки для участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, который не используется для сельхозпроизводства, если полномочным органом государственного земельного надзора в налоговом периоде было выявлено правонарушение, связанное с неиспользованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, а налогоплательщик данное нарушение устранил в этом же налоговом периоде.
--------------------------------
<3> Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.08.2017 N БС-4-21/16987@.

Финансисты напомнили, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В связи с этим, по их мнению, в таком случае исчисление суммы земельного налога должно производиться по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ. То есть в течение всего налогового периода следует применять пониженную налоговую ставку, установленную для земель сельскохозяйственного назначения.
Отметим: в упомянутом Письме N 03-05-04-02/54186 (а также в Письме от 13.10.2017 N 03-05-04-02/67093) Минфин указывал на то, что подготовлен проект закона, который при неиспользовании земельного участка в соответствии с его сельскохозяйственным назначением предусматривает применение ставок земельного налога все-таки с точностью даже не до отчетного периода, а до месяца.
В этом законопроекте Минсельхоз, который его разработал, предложил дополнить ст. 396 НК РФ новым пунктом, согласно которому для участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 3 - 5 пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ), не используемых для сельхозпроизводства, исчисление суммы налога производится по ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть как для прочих земель), начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено. В этом случае налог должен исчисляться по общей ставке весь налоговый период, в котором зафиксировано нарушение, а в том налоговом периоде, когда оно будет устранено, общая ставка применяется с начала периода до месяца устранения.
Однако данный законопроект так и не был внесен Минсельхозом в Государственную Думу.
Как гражданину подать документы на регистрацию прав на недвижимое имущество в электронной форме?
Право собственности и другие вещные права на недвижимость, а также ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Документы могут быть представлены на регистрацию на бумажном носителе или в электронной форме, в частности, посредством сервиса "Личный кабинет", размещенного на официальном сайте Росреестра с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) (п. 1 ст. 131 ГК РФ; ч. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 18 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).
Чтобы подать документы на регистрацию в электронной форме, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Получите усиленную квалифицированную электронную подпись (при необходимости)
Заявление и документы, представляемые в орган регистрации прав в электронной форме, по общему правилу должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП). Если будут регистрироваться переход права собственности на объект недвижимости от продавца к покупателю и право собственности покупателя, то УКЭП потребуется обеим сторонам сделки (п. 2 ст. 223, п. 1 ст. 551 ГК РФ; п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; ч. 1, 4 ст. 5 Закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ).
Отличительной особенностью УКЭП является то, что ключ проверки такой подписи указан в квалифицированном сертификате ключа проверки электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат).
Для получения квалифицированного сертификата необходимо обратиться в удостоверяющий центр, аккредитованный Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Перечень таких удостоверяющих центров размещен, в частности, на официальном сайте Росреестра (п. п. 2, 3, 7, 8, 16 ст. 2, ч. 1, 2 ст. 8, п. 1 ст. 11, ч. 1, 2 ст. 17, ч. 1 ст. 17.1 Закона N 63-ФЗ; п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2011 N 976).
Получить квалифицированный сертификат можно в том числе в ППК "Роскадастр" (п. 4 ч. 6 ст. 36.2 Закона N 218-ФЗ).
Порядок создания и выдачи сертификатов ключа проверки электронной подписи устанавливается конкретным удостоверяющим центром (ч. 7 ст. 13 Закона N 63-ФЗ).
За выдачу квалифицированного сертификата удостоверяющим центром может быть установлена плата (ч. 3.1 ст. 18 Закона N 63-ФЗ).

    Обратите внимание! Москвичи в рамках пилотного проекта могут быть обеспечены квалифицированными сертификатами за счет средств бюджета г. Москвы при обращении за получением отдельных государственных услуг (результатов юридически значимых действий) (п. п. 1, 2 Постановления Правительства Москвы от 09.03.2021 N 290-ПП; Приложение к данному Постановлению).

Для получения квалифицированного сертификата гражданину необходимо представить в удостоверяющий центр следующие документы и (или) сведения из них (п. 1 ч. 1 ст. 13, ч. 1.1, 2 ст. 18 Закона N 63-ФЗ):
•    документ, удостоверяющий личность;
•    номер СНИЛС;
•    ИНН.
Идентификация заявителя удостоверяющим центром может быть произведена при его личном присутствии или без его личного присутствия (п. 1 ч. 1 ст. 13, п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 18 Закона N 63-ФЗ; ст. 7 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ; ч. 1 ст. 1, п. п. 4, 5 ст. 2, ч. 1, 20 ст. 3, ст. ст. 4, 9, 10, ч. 1, 3 ст. 19, ч. 14, 15 ст. 26 Закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ):
•    с использованием квалифицированной электронной подписи при наличии действующего квалифицированного сертификата;
•    путем предоставления информации, указанной в документе, удостоверяющем личность гражданина РФ за пределами территории РФ, содержащем электронный носитель информации с записанными на нем персональными данными владельца паспорта, включая биометрические персональные данные;
•    путем использования в установленном порядке единой системы идентификации и аутентификации и единой биометрической системы (при наличии соответствующих сведений в указанных системах). Если при этом заявитель отказывается от использования шифровальных (криптографических) средств, удостоверяющий центр обязан отказать такому лицу в проведении указанной идентификации без личного присутствия.
По общему правилу сертификат ключа проверки электронной подписи может быть выдан как в форме электронного документа, так и на бумажном носителе. Также вам должны предоставить руководство по обеспечению безопасности использования УКЭП и средств УКЭП (ч. 4 ст. 14, ч. 3, 4 ст. 18 Закона N 63-ФЗ).
Как правило, срок действия сертификата ограничен определенным периодом времени (п. 1 ч. 2 ст. 17 Закона N 63-ФЗ).
Одновременно с выдачей сертификата удостоверяющий центр направляет сведения о выданном вам сертификате в ЕСИА. По вашему желанию при вашем личном присутствии удостоверяющий центр также может бесплатно зарегистрировать вас в ЕСИА (ч. 5 ст. 18 Закона N 63-ФЗ).
Кроме того, при наличии соответствующей аккредитации удостоверяющий центр может хранить ключ квалифицированной электронной подписи с обеспечением его защиты от компрометации и несанкционированного использования и по поручению владельца сертификата создавать подпись при помощи такого ключа (ч. 2.2, 2.3 ст. 15, ч. 3.1, 4.1 ст. 16 Закона N 63-ФЗ).
Если в отношении объекта недвижимости планируется осуществить государственную регистрацию перехода, прекращения права собственности на основании сделки отчуждения (например, купля-продажа, дарение, мена) или государственную регистрацию договора об уступке прав требований по договору участия в долевом строительстве и сертификат ключа проверки электронной подписи выдан вам не ППК "Роскадастр", переходите к шагу 2.
В остальных случаях переходите к шагу 3.
Без подписания УКЭП в форме электронного документа через личный кабинет, размещенный на сайте Росреестра, могут быть представлены, в частности, следующие заявления (п. 2 ч. 1, ч. 1.2 ст. 18 Закона N 218-ФЗ):
1)    о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом;
2)    о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении земельного участка (земельных участков), образуемых путем перераспределения земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка, находящегося в частной собственности, на основании решения об утверждении схемы расположения земельного участка или согласия органа государственной власти либо органа местного самоуправления на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3)    о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в случае образования земельных участков в результате раздела или объединения с другими земельными участками.
В указанных случаях переходите к шагу 4.

Шаг 2. Подайте заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП
Заявление о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, должно быть представлено в орган регистрации прав правообладателем отчуждаемого объекта недвижимости или его законным представителем либо представителем, действующим на основании нотариально удостоверенной доверенности, в форме документа на бумажном носителе посредством личного обращения, в том числе через МФЦ.
Запись о возможности регистрации на основании документов, подписанных УКЭП, вносится в ЕГРН в срок не более пяти рабочих дней с момента поступления заявления (п. 1 ч. 1, п. 1 ч. 4, ч. 8 ст. 18, ч. 1, 3, 8 ст. 36.2 Закона N 218-ФЗ).
Если сертификат ключа проверки электронной подписи выдан ППК "Роскадастр", представлять указанное заявление не требуется (п. 4 ч. 6 ст. 36.2 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 3. Зарегистрируйтесь на Едином портале госуслуг (при необходимости)
Регистрация на Едином портале госуслуг необходима для получения доступа к государственным услугам в электронной форме (п. 7 ст. 2, ч. 1 ст. 21 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ; п. 9 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 N 861).
Регистрация на портале осуществляется посредством ЕСИА. Созданная таким образом учетная запись впоследствии используется для входа в личный кабинет на сайте государственных органов, в том числе размещенный на сайте Росреестра (п. 2 ч. 1 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Если у вас уже есть подтвержденная учетная запись на Едином портале госуслуг, пропустите этот шаг.
Для получения подтвержденной учетной записи необходимо в регистрационной форме на портале указать свои фамилию, имя, номер мобильного телефона и адрес электронной почты, а затем ввести код подтверждения, полученный в СМС-сообщении.
После этого нужно заполнить профиль пользователя, указав СНИЛС и данные документа, удостоверяющего личность. Ваши данные должны пройти проверку в МВД России и Фонде пенсионного и социального страхования РФ.

    Обратите внимание! Проверка данных может занять от нескольких часов до нескольких дней.

Уведомление о результатах проверки будет направлено на вашу электронную почту.
После завершения проверки нужно подтвердить вашу личность. Для этого, в частности, можно воспользоваться УКЭП.
Если проверка пройдет успешно, ваша учетная запись получит статус "Подтвержденная".

Шаг 4. Подайте документы на регистрацию через личный кабинет, размещенный на сайте Росреестра
Для этого выполните следующие действия.
1.    Установите на компьютер специальный программный модуль (плагин) для браузера, позволяющий использовать УКЭП на веб-страницах (при необходимости).
2.    С помощью учетной записи Единого портала госуслуг войдите в личный кабинет на сайте Росреестра.
3.    Выберите необходимую вам услугу из списка доступных услуг в зависимости от ситуации (например, "государственная регистрация возникновения и перехода права на объект недвижимости" или "постановка на государственный кадастровый учет и государственная регистрация возникновения права").
4.    Заполните форму заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и подпишите его УКЭП (при необходимости). В случаях, когда подписание заявления УКЭП не требуется (рассмотрены в шаге 1), заявление подписывается простой электронной подписью при условии проверки полномочий заявителя посредством ЕСИА. Заявление должно иметь формат XML-документа (ч. 1.2, 11 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; п. 3 Приложения N 1 к Приказу Росреестра от 30.12.2020 N П/0509; п. 2 Приложения N 4, п. 2 Приложения N 5 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310).
5.    Прикрепите к заявлению необходимые документы (в зависимости от ситуации) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанные УКЭП соответствующих уполномоченных (должностных) лиц или сторон договора (п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 8, 9, 10 ст. 21 Закона N 218-ФЗ).
    При этом следует иметь в виду, что документы на регистрацию должны быть представлены в форме электронных документов, если законом предусмотрено, что при представлении на бумажном носителе такие документы предоставляются в подлиннике. В иных случаях документы можно представить как в форме электронных документов, так и в форме электронных образов документов (в том числе акты органов государственной власти, акты органов местного самоуправления, а также судебные акты, установившие права на недвижимое имущество) (ч. 7 ст. 21 Закона N 218-ФЗ).

    Справка. Электронный документ и электронный образ документа
    Электронный документ - это документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в установленном порядке (абз. 5 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57).
    Электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - это переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная электронной подписью в установленном порядке (абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 57).

    В течение рабочего дня, следующего за днем приема заявления и документов органом регистрации прав, на ваш адрес электронной почты будет направлено уведомление о получении документов (п. 2 ч. 17 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; п. п. 3, 4 Порядка, утв. Приказом Минэкономразвития России от 16.03.2016 N 137).
6.    Уплатите госпошлину за государственную регистрацию (ст. 17 Закона N 218-ФЗ).
    Представление документа об уплате госпошлины вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако в случае непредставления этого документа и при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти рабочих дней с даты подачи заявления вам вернут заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).
    Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, вам будет направлена информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты конкретной услуги уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить (п. 6 Приложения N 1 к Приказу Росреестра N П/0509; Информация Росреестра от 26.07.2017; Информация Росреестра от 17.10.2017).
Госпошлина не уплачивается за государственную регистрацию права собственности, возникшего до 31.01.1998 (пп. 8 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).

Шаг 5. Получите выписку из ЕГРН
В зависимости от конкретной ситуации срок государственной регистрации в случае подачи документов в электронной форме составляет (п. п. 1, 5, 8.4, 9, 11, 13 ч. 1 ст. 16 Закона N 218-ФЗ):
•    семь рабочих дней с даты приема заявления на осуществление государственной регистрации;
•    десять рабочих дней с даты приема заявления на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации;
•    один рабочий день, если регистрация осуществляется на основании нотариально удостоверенной сделки, свидетельства о праве на наследство или свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
•    пять рабочих дней в случае государственной регистрации ипотеки жилого помещения;
•    три рабочих дня в отношении земельного участка, предназначенного для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства, и (или) в отношении зданий, сооружений или объектов незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, а также в случае государственной регистрации последующих договоров участия в долевом строительстве (ДДУ) после государственной регистрации ДДУ с первым участником долевого строительства.
Течение срока государственной регистрации начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов. Однако если на момент представления заявления и необходимых документов в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию и документ о ее уплате не представлен вместе с указанным заявлением, то течение срока государственной регистрации начинается с даты получения органом регистрации прав сведений об уплате госпошлины (ч. 7 ст. 18 Закона N 218-ФЗ; Письмо Росреестра от 22.08.2017 N 14-10188-ГЕ/17).
Законодательством предусмотрено размещение сведений о ходе предоставления услуги и результатах ее предоставления в личном кабинете получателя услуги на Едином портале госуслуг (ч. 3.1 ст. 21 Закона N 210-ФЗ; п. п. 1, 2, 5, 7 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 N 277; п. 53 разд. I Приложения к Постановлению Правительства РФ N 277).
Проведенная государственная регистрация удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая будет направлена вам в электронной форме (ч. 1 ст. 28, ч. 6 ст. 62 Закона N 218-ФЗ).
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Каков законный режим имущества супругов?
Если иное не установлено брачным договором, на имущество супругов распространяется режим совместной собственности (п. 1 ст. 33 СК РФ; п. п. 1, 2 ст. 244 ГК РФ).

Что относится к общему имуществу супругов
Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся (п. п. 1, 2 ст. 34 СК РФ; п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 15):
•    доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности.
    Денежные средства, полученные супругом (супругой) после прекращения брака от работодателя во исполнение ранее возникших обязательств, вытекающих из трудовых отношений (например, задержанная заработная плата), за период, когда супруги еще состояли в браке, являются общим имуществом супругов (п. 3 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022);
•    полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и др.);
•    приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации;
•    любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.
Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (п. 3 ст. 34 СК РФ).
Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов в общем случае предполагается, что он действует с согласия другого супруга (п. п. 1, 2 ст. 35 СК РФ; п. 1 ст. 253 ГК РФ).

Что не относится к общему имуществу супругов
Законный режим имущества супругов не распространяется на следующее (ст. 36, п. п. 4, 5 ст. 38 СК РФ; п. п. 15, 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15):
•    имущество, приобретенное во время брака, но на личные средства одного из супругов, принадлежавшие ему до вступления в брак;
•    имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак;
•    имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам;
•    вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и др.), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши;
•    исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов;
•    имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений;
•    вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и др.), банковские вклады, открытые на имя несовершеннолетних детей.
Так, например, квартира, приобретенная одним из супругов до брака, в том числе за счет ипотечного кредита, по общему правилу не является совместно нажитым имуществом супругов и не подлежит разделу между ними (п. п. 1, 2 ст. 34, п. 1 ст. 36 СК РФ; Апелляционное определение Московского городского суда от 16.11.2021 по делу N 2-332/2021).
Имущество каждого из супругов может быть признано судом их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были сделаны вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и др.) (ст. 37 СК РФ; п. 2 ст. 256 ГК РФ).

Определение долей в общем имуществе супругов
Законный режим имущества супругов предполагает, что при разделе совместно нажитого имущества между супругами их доли в этом имуществе признаются равными (п. 1 ст. 39 СК РФ; п. п. 1, 2 ст. 254 ГК РФ).
В некоторых случаях возможно отступление от принципа равенства долей супругов, в частности (п. 3 ст. 35, п. 2 ст. 39 СК РФ; п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15):
•    исходя из интересов несовершеннолетних детей;
•    когда один из супругов без уважительных причин не получал доходов либо совершал недобросовестные действия, которые привели к уменьшению общего имущества супругов, в том числе совершал без необходимого в силу закона согласия другого супруга на невыгодных условиях такие сделки по отчуждению общего имущества супругов, к которым судом не были применены последствия их недействительности по требованию другого супруга;
•    когда один из супругов по состоянию здоровья или по иным не зависящим от него обстоятельствам лишен возможности получать доход от трудовой деятельности.
Супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности.
В частности, режим долевой или раздельной собственности может быть установлен путем заключения брачного договора (в отношении имеющегося или будущего имущества) или соглашения о разделе имущества (в отношении имеющегося имущества). Брачный договор или соглашение о разделе имущества заключаются в письменной форме и подлежат нотариальному удостоверению. При этом супруги свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Таким образом, размер долей супругов в их общем имуществе при установлении долевой собственности на совместно нажитое имущество на основании брачного договора или соглашения о разделе имущества определяется супругами самостоятельно, а несоразмерность выделенного каждому из супругов имущества сама по себе не является основанием для признания такого договора или соглашения недействительным (п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 35, п. п. 1, 2 ст. 38, ст. ст. 40, 41, п. 1 ст. 42 СК РФ; Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10.02.2022 по делу N 88-3463/2022).
При наличии спора раздел общего имущества супругов осуществляется в судебном порядке (п. 3 ст. 38 СК РФ).
Дополнительно отметим, что площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого из сособственников, в результате совершенной сделки не должна составить менее 6 кв. м общей площади такого помещения. Сделки, заключенные с нарушением этого правила, являются ничтожными (ч. 1.1 ст. 30 ЖК РФ).

Особенности приобретения недвижимого имущества в период брака
Недвижимое имущество, приобретаемое в период брака, по общему правилу принадлежит супругам на праве совместной собственности, независимо от того, на имя кого из них оно оформляется (п. 1 ст. 33, п. 1 ст. 34 СК РФ; п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 15).
При этом законодательство не содержит запрета на приобретение супругами недвижимого имущества в общую долевую собственность. Однако такой договор должен быть удостоверен нотариально, так как содержит элементы брачного договора (п. 2 ст. 244, п. 3 ст. 421 ГК РФ; п. 2 ст. 41, п. 1 ст. 42 СК РФ).
Договор, в соответствии с которым приобретается недвижимое имущество, должен быть подписан его сторонами. Таким образом, договор подписывает тот из супругов, который выступает стороной соответствующего договора, либо оба супруга, если они оба указаны в качестве стороны договора (п. 1 ст. 160, п. 2 ст. 434 ГК РФ).
Для совершения сделки по приобретению недвижимости согласие супруга по общему правилу не требуется. Исключение составляют, в частности, сделки, для которых законом установлена обязательная нотариальная форма (например, договор ренты) (пп. 1 п. 2 ст. 163, ст. 584 ГК РФ; п. 3 ст. 35 СК РФ; Решение Верховного Суда РФ от 08.10.2015 N АКПИ15-1048).
Право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации. При этом заявление о государственной регистрации права общей совместной собственности супругов на недвижимое имущество может быть подписано одним из супругов (п. п. 1, 2 ст. 8.1, п. 1 ст. 131 ГК РФ; п. 3 Приложения N 4 к Приказу Росреестра от 19.08.2020 N П/0310).

Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.
Вопрос: О сведениях, подтверждающих в целях земельного налога, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не используется для сельскохозяйственного производства.
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 17.07.2023 о применении налоговой ставки в отношении земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, не используемого для сельскохозяйственного производства, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 1, подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки по земельному налогу (далее - налог) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков (т.е. не указанных в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
В главе 31 "Земельный налог" Кодекса не установлен исчерпывающий перечень сведений, которые для целей исчисления налога подтверждают, что земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется по целевому назначению.
К таким сведениям, в частности, относятся сведения, полученные налоговыми органами от органов, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль (пункты 7.2, 18 статьи 396 Кодекса в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
Вышеприведенные нормы Кодекса не исключают использование налоговыми органами для исчисления налога иных документированных сведений, подтверждающих, что земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется по целевому назначению, при том, что эти сведения представлены в налоговые органы в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами, в том числе по запросу налоговых органов.
Указанное также следует из пункта 1 статьи 31, абзаца первого пункта 2 статьи 396 Кодекса в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Вопрос: О сведениях, подтверждающих в целях земельного налога, что земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения не используется для сельскохозяйственного производства.
Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо от 17.07.2023 о применении налоговой ставки в отношении земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, не используемого для сельскохозяйственного производства, установленной в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), и сообщает.
В соответствии с абзацем вторым подпункта 1, подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки по земельному налогу (далее - налог) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать:
0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
1,5 процента в отношении прочих земельных участков (т.е. не указанных в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Кодекса).
В главе 31 "Земельный налог" Кодекса не установлен исчерпывающий перечень сведений, которые для целей исчисления налога подтверждают, что земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется по целевому назначению.
К таким сведениям, в частности, относятся сведения, полученные налоговыми органами от органов, осуществляющих федеральный государственный земельный контроль (надзор), органов, осуществляющих муниципальный земельный контроль (пункты 7.2, 18 статьи 396 Кодекса в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ).
Вышеприведенные нормы Кодекса не исключают использование налоговыми органами для исчисления налога иных документированных сведений, подтверждающих, что земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения, предназначенный для сельскохозяйственного производства, не используется по целевому назначению, при том, что эти сведения представлены в налоговые органы в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами, в том числе по запросу налоговых органов.
Указанное также следует из пункта 1 статьи 31, абзаца первого пункта 2 статьи 396 Кодекса в редакции Федерального закона от 31.07.2023 N 389-ФЗ.
Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Когда можно заложить право аренды земли и когда такой залог возникает в силу закона
По общему правилу право аренды земли можно заложить с согласия собственника в пределах срока договора аренды (п. 1.1 ст. 62 Закона об ипотеке). Однако из этого правила есть исключения, в частности:
1)    в некоторых случаях право аренды заложить нельзя. Например, если государственное предприятие арендует участок, который находится в государственной собственности (пп. 3 п. 5 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях);
2)    иногда право аренды можно заложить без согласия собственника, нужно лишь уведомить его. Например, такое право есть у лица, арендовавшего государственный или муниципальный участок более чем на пять лет (п. 1.1 ст. 62 Закона об ипотеке).
Залог права аренды может возникнуть и в силу закона, например:
1)    если залогодатель зданий или сооружений арендует участок под ними, заложенным считается и право аренды участка (ст. 69 Закона об ипотеке);
2)    если залогодатель нежилого помещения арендует участок под зданием, заложенным считается и право соарендатора участка (ст. 69 Закона об ипотеке);
3)    если участок арендован с использованием целевых кредитных (заемных) средств. Но федеральный закон или договор аренды могут предусматривать иное (п. 1 ст. 64.1 Закона об ипотеке).
Можно ли строить на заложенном участке
Возводить здания или сооружения по общему правилу можно и даже без согласия залогодержателя. Если залогодатель начал строить их после возникновения ипотеки, ипотека распространится на них, если договор не предусматривает иное. А если они уже строились в момент возникновения ипотеки, то перейдут в нее в любом случае (п. 1 ст. 64, п. 1 ст. 65 Закона об ипотеке).
Однако если строительство влечет или может повлечь ухудшение обеспечения ипотекой, залогодержатель вправе требовать изменения договора об ипотеке. В частности, при необходимости можно настоять на распространении ипотеки на возведенный объект, если изначально он в залог не переходил (п. 1 ст. 65 Закона об ипотеке).
Учтите: если есть закладная, стройка допускается, только когда такое право залогодателя предусмотрено в этой закладной, с соблюдением указанных в ней условий (п. 2 ст. 65 Закона об ипотеке).
Запрет на выжигание сухой растительности
Северский отдел Управления Росреестра по Краснодарскому краю напоминает землепользователям о недопустимости утилизации сухой травянистой растительности путем сжигания, так как это наносит непоправимый вред окружающей среде и здоровью людей, а также может вызвать пожароопасную ситуацию Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 2015 г. № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации» установлен запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. В соответствии с пунктами 218 и 283 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 № 390, запрещено выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивых остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях. Под выжиганием сухой растительности, в том числе при проведении сельскохозяйственных палов, понимается повреждение или уничтожение вследствие пожаров травянистой и древесно-кустарниковой растительности, и как следствие, уничтожение плодородного слоя почвы, среды обитания объектов животного мира, загрязнение атмосферного воздуха. В условиях сухой, тёплой и ветреной погоды поджоги сухой травы, сорной растительности и мусора могут привести к значительному ущербу. Недобросовестные собственники земель сельскохозяйственного назначения не используют землю для производства сельскохозяйственной продукции, и поля зарастают деревьями, кустарниками, сорной растительностью, что представляет угрозу в случае возгорания и возникновения пожара не только окружающей среде — почве, растениям, деревьям, животным, но и может возникнуть угроза жизни людей. Статьей 42 «Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрена обязанность собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков: - использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, которое не должно наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; - осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; - своевременно приступать к использованию земельных участков; - соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил.