О каталоге
Каталог
{{ catalog.about.title }}

{{ p }}

{{ alert.title }}

{{ alert.descr }}

{{ alert.src }}
{{ alert.time }}
Подробнее
Категории
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ rightTitle }}
{{ cat.title }}
{{ cat.descr }}
{{ right.title }}

Контакты
{{ right.link }}
{{ right.address }}
Администрация муниципального образования Северский муниципальный район
Краснодарского края

Каков правовой статус иностранных граждан?

Понятие "иностранный гражданин" и срок законного нахождения иностранцев в РФ
Иностранный гражданин - это физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз. 2 п. 1 ст. 2 Закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).
В зависимости от основания нахождения на территории РФ иностранных граждан можно разделить на следующие категории (абз. 11, 12, 13 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):
•    временно пребывающие в РФ (иностранные лица, находящиеся в РФ на основании визы или прибывшие в РФ в порядке, не требующем получения визы, и получившие миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором РФ, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ, но не имеющие вида на жительство, разрешения на временное проживание или разрешения на временное проживание в целях получения образования);
•    временно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие разрешение на временное проживание или разрешение на временное проживание в целях получения образования);
•    постоянно проживающие в РФ (иностранные лица, получившие вид на жительство).
Для указанных выше категорий иностранных граждан срок законного нахождения на территории РФ определяется следующим образом (абз. 10 п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ):
1)    для временно пребывающих в РФ иностранных граждан срок пребывания по общему правилу (п. п. 1, 3, 5, 7, 8 - 12, 23 ст. 5, п. 1 ст. 5.1 Закона N 115-ФЗ):
    •    определяется сроком действия выданной визы, или свидетельства о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории РФ по существу, или удостоверения беженца, или свидетельства о предоставлении временного убежища на территории РФ;
    •    не может превышать 90 суток (как суммарного срока пребывания в течение каждого периода в 180 суток, так и непрерывного пребывания) для граждан, прибывших в РФ в безвизовом порядке;
    •    определяется сроком действия разрешения на работу для высококвалифицированного специалиста и членов его семьи, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы;
2)    для временно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания ограничен (п. 1 ст. 6, п. п. 1, 5 ст. 6.2 Закона N 115-ФЗ; пп. "б" п. 2 ч. 3 ст. 12 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ):
    •    сроком действия разрешения на временное проживание, который по общему правилу составляет три года;
    •    сроком действия разрешения на временное проживание в целях получения образования, которое выдается на срок обучения (по очной форме по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования или по программе аспирантуры (адъюнктуры) в государственной образовательной или государственной научной организации на территории РФ) и 180 календарных дней после дня окончания срока обучения;
3)    для постоянно проживающих в РФ иностранных граждан срок проживания определяется видом на жительство, который выдается в настоящее время бессрочно. Исключением являются (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ):
    •    вид на жительство, выданный высококвалифицированному специалисту и членам его семьи, срок которого ограничен сроком действия разрешения на работу, выданного указанному специалисту (кроме высококвалифицированных специалистов, осуществляющих трудовую деятельность в РФ в этом качестве не менее двух лет, и членам их семей, которым при соблюдении определенных условий вид на жительство выдается без ограничения срока действия);
    •    вид на жительство в форме карты с электронным носителем, выдаваемый сроком на десять лет.
Вид на жительство при наличии технической возможности выдается на территории РФ (территориях отдельных субъектов РФ) в форме карты с электронным носителем информации для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и папиллярных узоров двух пальцев его рук, пригодных для его идентификации), а также для хранения персональных данных владельца - фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), даты и места рождения, пола, гражданства, реквизитов документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (п. 3 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).

Права иностранных граждан в РФ
Иностранные граждане пользуются правами наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; п. 1 ст. 3, ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Так, право на свободу передвижения в пределах РФ для иностранных граждан ограничено, в частности, регламентированным посещением ими отдельных территорий РФ (например, г. Комсомольска-на-Амуре и Чукотского автономного округа) (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ; п. 1 ст. 11 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 754; п. п. 2, 17 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.07.1992 N 470).
В части права на медицинскую помощь можно отметить, в частности, следующее. Постоянно или временно проживающие в РФ иностранные граждане по общему правилу пользуются правом на бесплатную медицинскую помощь в рамках ОМС. Также временно пребывающим и осуществляющим трудовую деятельность на территории РФ иностранным гражданам (за некоторым исключением) предоставлено право на бесплатную медицинскую помощь при условии уплаты за них страховых взносов на ОМС в течение не менее трех лет. До истечения этого срока им может быть оказана бесплатно в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения - скорая медицинская помощь, в частных медицинских организациях - экстренная медицинская помощь (ч. 1 ст. 41 Конституции РФ; п. п. 11, 13 ч. 1 ст. 2, ч. 2 ст. 11, ч. 3, 4 ст. 19, ч. 1 ст. 35 Закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ; ч. 1, 1.1 ст. 10, ч. 1, 1.1 ст. 16 Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ; п. п. 3, 5, 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186; Письмо ФФОМС от 17.08.2022 N 00-10-80-3-06/9352).
Право частной собственности на землю для иностранных граждан также ограничено. Так, они не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях и на иных, установленных особо, территориях РФ в соответствии с федеральными законами. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются им в собственность исключительно за плату. Также, по общему правилу, обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения они могут только на праве аренды (ч. 1 ст. 36 Конституции РФ; п. 3 ст. 15, п. 4 ст. 39.4 ЗК РФ; ст. 3 Закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ; Письмо Росреестра от 23.04.2024 N 11-3761-АБ/24).
Также ограничено право иностранных граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию на территории РФ. Например, по общему правилу осуществлять трудовую деятельность в РФ вправе иностранный гражданин, достигший 18 лет, при наличии разрешения на работу или патента (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ; ст. 327.1 ТК РФ; п. п. 1, 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Справка. Понятия разрешения на работу и патента
Разрешение на работу - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в РФ в порядке, требующем получения визы, и в установленных случаях - других категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).
Патент - документ, подтверждающий право иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в безвизовом порядке, за исключением отдельных категорий иностранных граждан, на временное осуществление на территории субъекта РФ трудовой деятельности (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ).

Данный порядок не распространяется, например, на иностранных граждан (п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ):
1)    постоянно или временно проживающих в РФ. При этом по общему правилу работник, временно проживающий в РФ, вправе работать только на территории того субъекта РФ, в котором он имеет право временного проживания (п. п. 5, 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ; п. 2 Приложения, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н);
2)    являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей, переселяющихся совместно с ними в РФ;
3)    обучающихся в РФ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования и научных организациях и выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул или работающих в свободное от учебы время, в частности, в этих образовательных и научных организациях;
4)    признанных беженцами на территории РФ, - до утраты ими или лишения их статуса беженца;
5)    получивших временное убежище на территории РФ, - до утраты ими или лишения их временного убежища.
По общему правилу временно пребывающий иностранный гражданин не вправе трудиться вне пределов субъекта РФ, на территории которого ему выданы разрешение на работу или патент, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2, пп. 1 п. 6 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Справка. Ограничения отдельных видов деятельности и избирательных прав иностранных граждан
Иностранный гражданин не вправе, в частности (п. п. 1, 3 ст. 56 КТМ РФ; п. 3 ст. 1247 ГК РФ; ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате; ст. 12, п. 1 ст. 14 Закона N 115-ФЗ; ст. 13 Закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ; п. 3 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755):
1)    находиться на муниципальной службе;
2)    замещать должности капитана, старшего механика в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ;
3)    быть членом экипажа военного корабля РФ или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также командиром экспериментального воздушного судна;
4)    работать на объектах и в организациях, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (например, в организациях, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства);
5)    быть нотариусом или патентным поверенным;
6)    занимать должность эксперта в государственных судебно-экспертных учреждениях;
7)    избирать и быть избранным в федеральные и региональные органы государственной власти, а также участвовать в референдуме РФ и референдумах субъектов РФ (постоянно проживающие в РФ иностранные граждане в отдельных случаях имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме).

Обязанности иностранных граждан в РФ
Иностранные граждане также несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором РФ (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ; ст. 4 Закона N 115-ФЗ).
Кроме того, иностранные граждане (в зависимости от своего статуса на территории РФ) обязаны, в частности:
•    при въезде в РФ заполнить миграционную карту, а при выезде из РФ - сдать ее должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу РФ при отсутствии основания для освобождения от заполнения миграционной карты (п. 3 ст. 30 Закона N 115-ФЗ; ст. 25.9 Закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ);

    Справка. Лица, освобожденные от заполнения миграционной карты
    Без миграционной карты въезжают в РФ отдельные категории лиц, в частности (п. 8 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014; п. 1 ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006; п. 2 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 05.10.2004):
•    члены экипажей воздушных судов гражданской авиации при нахождении в аэропортах;
•    иностранные граждане, временно или постоянно проживающие на территории РФ или Республики Беларусь;
•    граждане Республики Беларусь;
•    граждане иных государств - членов ЕАЭС (Республики Казахстан, Республики Армения, Кыргызской Республики) при въезде в РФ на срок не более 30 суток по документам, допускающим проставление отметок о пересечении государственной границы.

•    соблюдать правила миграционного учета (ч. 1 ст. 20 Закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ; п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 N 9);
•    иметь (в случае временного пребывания на территории РФ) действующий на территории РФ договор (полис) ДМС, либо договор о предоставлении платных медицинских услуг, заключенный с медицинской организацией в субъекте РФ, на территории которого иностранный гражданин намерен осуществлять трудовую деятельность, либо полис ОМС (п. 5.1 ст. 5, п. 14 ст. 13.2 Закона N 115-ФЗ);
•    выехать из РФ по истечении или после сокращения срока, установленного для законного нахождения на территории РФ, при аннулировании разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство, а также в иных предусмотренных законодательством случаях. При неисполнении этой обязанности лицо подлежит депортации (п. 2 ст. 5, п. п. 11, 33 ст. 13.2, п. п. 1 - 3 ст. 31 Закона N 115-ФЗ);
•    в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин - шести месяцев) по истечении очередного года со дня получения разрешения на временное проживание в РФ подавать уведомление о подтверждении своего временного проживания в РФ с приложением документа, подтверждающего размер и источник дохода за указанный год. Иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание в целях получения образования, освобождаются от подачи такого уведомления (п. 9 ст. 6, п. 11 ст. 6.2 Закона N 115-ФЗ);
•    подавать в установленные сроки заявление о замене вида на жительство при наступлении определенных обстоятельств (п. 6 ст. 8 Закона N 115-ФЗ);
•    в течение двух месяцев (при наличии уважительных причин - шести месяцев) со дня истечения очередного года со дня получения вида на жительство подтверждать свое постоянное проживание в РФ (п. 11 ст. 8 Закона N 115-ФЗ).
Законодательством также предусмотрено, что для получения разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования, вида на жительство, патента на временное осуществление трудовой деятельности, а также разрешения на работу по общему правилу потребуется пройти государственную дактилоскопическую регистрацию и получить медицинские документы, подтверждающие отсутствие факта употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ и отсутствие инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции. Такая же обязанность установлена в общем случае для прибывших в РФ иностранных граждан на срок более 90 календарных дней (п. п. 13, 18 - 21 ст. 5, п. п. 4, 4.1, 4.2 ст. 6, пп. 1 п. 5 ст. 6.1, п. п. 3, 4 ст. 6.2, пп. 13 п. 1 ст. 7, п. 5.1 ст. 8, пп. 13 п. 1 ст. 9, п. п. 4.6, 12 ст. 13, пп. 5 п. 2, пп. 6 п. 9 ст. 13.3, пп. 10 п. 9 ст. 18 Закона N 115-ФЗ; ст. 8 Закона от 14.07.2022 N 357-ФЗ; п. п. 5, 6 ст. 34 Закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ; ст. 5, п. п. "л", "п", "х" ч. 1 ст. 9 Закона от 25.07.1998 N 128-ФЗ; пп. 53.9 п. 53, п. 104 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 11.06.2020 N 417; Разъяснения МВД России).

Ответственность иностранных граждан в РФ
Иностранные граждане, виновные в нарушении законодательства РФ, привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством РФ (ст. 33 Закона N 115-ФЗ).
Например, иностранный гражданин привлекается к административной ответственности при нарушении правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившемся в том числе в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в РФ. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб. (от 5 000 до 7 000 руб. - в Москве, Санкт-Петербурге, Московской или Ленинградской областях) с административным выдворением за пределы РФ или без такового. В некоторых случаях вместо административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ может быть назначен административный штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. либо обязательные работы на срок от 150 до 200 часов (ч. 3.8 ст. 4.1, ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ).
Такие же меры ответственности предусмотрены для иностранных граждан, которые ведут трудовую деятельность в РФ без разрешения на работу или патента либо вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание (ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ).
При привлечении иностранного гражданина к административной ответственности есть некоторые особенности. Так, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина, его присутствие является обязательным. Также, например, в целях пресечения административного правонарушения возможно помещение иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы РФ в форме принудительного выдворения, в специальные учреждения либо в специально отведенные для этого помещения пограничных органов на срок до 90 суток со дня вынесения постановления об административном выдворении за пределы РФ. Данный срок может быть в установленном порядке продлен, но не более чем на 90 суток со дня вынесения судьей соответствующего определения (ч. 3 ст. 25.1, п. 12 ч. 1 ст. 27.1, ч. 1 ст. 27.19, ч. 1, 2, 16 ст. 27.19.1 КоАП РФ).
Отметим также, что выезд иностранных граждан из РФ может быть ограничен, если они (ст. 28 Закона N 114-ФЗ):
1)    задержаны по подозрению в совершении преступления либо привлечены в качестве обвиняемых, - до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;
2)    осуждены за совершение преступления на территории РФ, - до отбытия (исполнения) наказания или до освобождения от наказания, за исключением иностранных граждан, условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, в случае отсутствия у них в соответствии с решением суда материальных обязательств перед потерпевшей стороной;
3)    уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, - до исполнения обязательств либо до достижения согласия сторонами;
4)    не выполнили предусмотренные законодательством РФ обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств;
5)    привлечены к административной ответственности в соответствии с законодательством РФ за совершение административного правонарушения на территории РФ, - до исполнения наказания или до освобождения от наказания.

Дата публикации: 31.07.2024