Федеральный закон от 14.07.2022 N 266-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О персональных данных", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части четырнадцатой статьи 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru, 14.07.2022.
Указанный Закон предусматривает внесение существенных изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
Рассмотрим основные новеллы нового Закона. Прежде всего совершенствуется порядок трансграничной передачи персональных данных (новая редакция ст. 12 Федерального закона "О персональных данных"). В настоящее время по данным Роскомнадзора, более 2,5 тыс. операторов персональных данных осуществляют трансграничную передачу персональных данных российских граждан в недружественные страны, где не обеспечивается их должная защита. Нормы российского законодательства не регулировали трансграничную передачу персональных данных российских граждан и не обеспечивали должным образом их защиту в иностранных государствах.
Новая редакция ст. 12 Федерального закона "О персональных данных" устанавливает, что в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, включаются государства, являющиеся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. В этот перечень входят также иностранные государства, не являющиеся сторонами названной Конвенции Совета Европы при условии соответствия положениям Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер по обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке.
Еще до начала трансграничной передачи персональных данных оператор обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных. Закон определяет перечень содержащихся в таком уведомлении сведений: правовое основание и цель трансграничной передачи и обработки персональных данных; категории и перечень передаваемых персональных данных; категории субъектов персональных данных, чьи данные передаются; перечень иностранных государств, на территории которых планируется трансграничная передача персональных данных и другие сведения.
Закон предусматривает, что по решению уполномоченного органа власти трансграничная передача персональных данных может быть запрещена или ограничена в исключительных случаях.
Решение о запрете или ограничении трансграничной передачи персональных данных может быть принято в определенных законом целях: защиты основ конституционного строя Российской Федерации и безопасности государства; обеспечения обороны страны; защиты экономических и финансовых интересов Российской Федерации; обеспечения дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты прав, свобод и интересов граждан Российской Федерации, суверенитета, безопасности, территориальной целостности страны. Как видно, перечень оснований запрета или ограничения трансграничной передачи персональных данных является закрытым и не допускается его расширение.
Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий самостоятельно функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Речь идет о Роскомнадзоре.
Закон подробно регламентирует порядок взаимодействия оператора и Роскомнадзора в случае неправомерной передачи, предоставления или распространения персональных данных, в результате которых произошло нарушение прав субъектов персональных данных (ч. 3.1 ст. 21 Закона). В этом случае Закон установил сокращенные сроки реагирования оператора на указанные нарушения прав субъектов персональных данных.
Оператор обязан уведомить уполномоченный орган о произошедшем инциденте и о его причинах, а также о принятых мерах по устранению последствий неправомерной передачи (предоставления или распространения) персональных данных в течение 24 часов.
В течение 72 часов оператор обязан сообщить сведения о лицах, действия которых стали причиной выявленного инцидента.
Новый порядок трансграничной передачи данных будет применяться с 1 марта 2023 года. Но операторов, которые уже сейчас передают данные за границу, Закон обязал направить в Роскомнадзор уведомление о трансграничной передаче до этой даты, чтобы в дальнейшем не приостанавливать свою деятельность. Уведомлять оператор должен один раз для каждой страны, в которую будут передаваться данные, а не о каждой транзакции. Для удобства операторов персональных данных на сайте Роскомнадзора доступны специальные электронные формы подачи уведомлений различного содержания: об утечке персональных данных; о трансграничной передаче персональных данных. Такие меры призваны повысить уровень защищенности личной информации российских граждан от возможных утечек, а также позволить Роскомнадзору более оперативно реагировать на факты компрометации данных <3>.
--------------------------------
<3> Публикация на сайте https://rkn.gov.ru/ по состоянию на 01.09.2022 (дата обращения: 12.11.2022).
Соответствующие изменения внесены также и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <4>. Устанавливается, что персональные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), могут быть предоставлены третьим лицам только с согласия по заявлению физического лица - субъекта таких данных (новая ст. 36.3 Федерального закона N 218-ФЗ). Для этого в ЕГРН вносится соответствующая запись на основании заявления физического лица (владельца), за которым в ЕГРН зарегистрировано право. Такое заявление может подать лицо, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости (например, арендатор помещения).
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (часть I). Ст. 4344.
Законодательное закрепление правила о предоставлении третьим лицам содержащихся в ЕГРН персональных данных только с письменного согласия субъекта таких данных является важнейшей гарантией защиты персональных данных граждан. Можно сделать вывод, что законодатель изменил подход к принципу открытости сведений, содержащихся в ЕГРН.
Причем это изменение принципа открытости сведений в Едином государственном реестре недвижимости произошло в пользу граждан - субъектов персональных данных. Действующая редакция ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.
Рассматриваемый Федеральный закон от 14.07.2022 N 266-ФЗ содержит новую редакцию ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными в пределах, установленных законом.
К персональным данным, которые содержатся в ЕГРН и могут быть предоставлены только по заявлению субъекта таких данных, относятся сведения о фамилии, об имени, отчестве и о дате рождения физического лица, за которым в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право, либо ограничение права или обременение на соответствующий объект недвижимости.
Указанные персональные данные гражданина также предоставляются в составе выписки из Единого государственного реестра недвижимости нотариусам в предусмотренных федеральным законом случаях, кадастровым инженерам. Кроме названных лиц персональные данные из ЕГРН предоставляются также иным лицам, исчерпывающий перечень которых содержится в Федеральном законе (новая ст. 36.3 Федерального закона N 218-ФЗ). Рассмотрим некоторые категории лиц, которые вправе получить персональные данные гражданина из реестра (всего Закон предусмотрел 10 таких категорий лиц).
Вправе получить из ЕГРН персональные данные владельца недвижимости лица, которые наряду с гражданином владеют недвижимым имуществом на праве общей собственности. Очевидно, что прежде всего к этим лицам относятся супруг и другие члены семьи этого гражданина, владеющие объектом недвижимости на праве общей собственности.
Право получить из реестра персональные данные имеет также собственник объекта недвижимости в отношении гражданина, являющегося правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости. Это возможно при условии, что в ЕГРН содержатся сведения о расположении указанного объекта недвижимости на данном земельном участке. Рассматриваемая норма применяется в случае, когда собственник объекта недвижимости (например, дома) не является собственником земельного участка, где находится объект недвижимости.
Правом получить из ЕГРН персональные данные владельца недвижимости Закон наделил также арендатора в отношении гражданина, являющегося арендодателем. Соответственно арендодатель также наделен таким правом в отношении гражданина, являющегося арендатором. Получить такие персональные данные из реестра арендодатель и арендатор могут при условии наличия записи о государственной регистрации договора аренды в Едином государственном реестре недвижимости. Тем самым на законодательном уровне усилено значение акта государственной регистрации договора аренды недвижимости.
Таким образом, предусмотренное Федеральным законом ограничение доступа к персональным данным физического лица, содержащимся в ЕГРН, представляется необходимым и востребованным нововведением, направленным на обеспечение неприкосновенности сведений о частных лицах. Рассмотренные изменения, внесенные в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", вступают в силу с 1 марта 2023 года.
Интересной новеллой рассматриваемого Закона является норма о том, что выписка из ЕГРН, содержащая персональные данные правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права (обременения) объекта недвижимости, может быть проверена любым лицом посредством официального сайта на предмет действительности содержащейся в ней информации о правообладателе объекта недвижимости.
Сведения, содержащие персональные данные правообладателя объекта недвижимости (ч. 1 ст. 36.3 Федерального закона), предоставляются нотариусу в составе выписки из ЕГРН в связи с совершением им нотариального действия по удостоверению факта наличия в ЕГРН сведений о фамилии, об имени, отчестве и о дате рождения гражданина - правообладателя объекта недвижимости. Для совершения нотариусом указанного действия необходимо письменное заявление лица, которому такие сведения необходимы для защиты своих прав и законных интересов, либо письменное совместное заявление правообладателя объекта недвижимости и иного заинтересованного лица в случае, если таким лицам указанные сведения необходимы для совершения сделки с объектом недвижимости. Нотариальные действия по удостоверению факта наличия в ЕГРН персональных данных владельца объекта недвижимости являются новыми для российского законодательства.
В связи с нотариальными действиями нотариуса по удостоверению факта наличия в ЕГРН персональных данных правообладателя объекта недвижимости корреспондирующие изменения также внесены в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 <5>. Названные изменения вступают в силу с 1 марта 2023 года.
--------------------------------
<5> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 // Российская газета. 13.03.1993. N 49.
Глава XIV Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы о нотариате) дополнена новой ст. 85.1, регламентирующей удостоверение нотариусом факта наличия сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
Основанием для запроса нотариусом выписки из ЕГРН, содержащей персональные данные гражданина - правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права (обременения) объекта недвижимости, является письменное заявление лица, которому такие сведения необходимы для защиты своих прав и законных интересов. Закон допускает также письменное совместное заявление правообладателя объекта недвижимости и иного заинтересованного лица, если таким лицам указанные сведения необходимы для совершения сделки с объектом недвижимости.
Наличие указанных сведений в реестре нотариус удостоверяет свидетельством.
Закон детально регламентирует требования к письменному заявлению заинтересованного лица, которое обязано представить нотариусу письменные доказательства о наличии обстоятельств, достаточных для получения выписки. Законом установлен перечень таких обстоятельств, наличие которых заинтересованное лицо должно доказать. Рассмотрим перечень данных обстоятельств.
Первым таким необходимым для получения выписки обстоятельством является наличие договора, сторонами которого являются заявитель и правообладатель (или лицо, в пользу которого зарегистрированы ограничения или обременения). Предметом такого договора является совершение работ (оказание услуг) в отношении объекта недвижимости, принадлежащего правообладателю. Кроме этого, предметом такого договора может быть передача заявителю во владение и (или) пользование такого объекта недвижимости. Например, к таким договорам можно отнести договор аренды помещения и договор безвозмездного пользования.
Другим необходимым для получения выписки обстоятельством является наличие предварительного договора, сторонами которого являются заявитель и собственник объекта недвижимости. Предметом этого предварительного договора является обязательство заключить в будущем договор об отчуждении такого объекта заявителю. Например, стороны заключили предварительный договор купли-продажи дома с намерением совершить в будущем сделку.
Если рассмотренные выше обстоятельства, необходимые для получения заинтересованным лицом выписки из ЕГРН, не вызывают сомнений, то два других обстоятельства требуют дополнительных разъяснений.
В качестве таковых закон (ст. 85.1 Основ о нотариате) называет: намерение заявителя обратиться в суд за защитой своего права на участие в приватизации объекта недвижимости; намерение заявителя обратиться в суд за возмещением причиненного ущерба его личности или имуществу, если для возмещения такого ущерба необходимы сведения об объекте недвижимости и о его правообладателе. Сложно представить, каким способом заинтересованное лицо будет доказывать эти намерения.
К числу обстоятельств, необходимых для получения заинтересованным лицом выписки с персональными данными из реестра закон относит наличие у заявителя предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для обращения взыскания на принадлежащий правообладателю на праве собственности объект недвижимости.
С учетом приведенной формулировки можно сказать, что перечень обстоятельств, достаточных для получения заинтересованным лицом выписки с персональными данными из Единого государственного реестра недвижимости, является открытым.
Если отсутствуют основания для предоставления заявителю содержащихся в ЕГРН сведений о правообладателе объекта недвижимости (или о лице, в пользу которого зарегистрированы обременения в отношении данного объекта), нотариус выдает заявителю мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. В этом случае заявитель может обжаловать отказ нотариуса в судебном порядке.
Рассмотренные в данной статье основные новеллы Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ позволят повысить общий уровень защищенности персональных данных наших граждан и послужат важной гарантией обеспечения конституционного права на неприкосновенность частной жизни.
Указанный Закон предусматривает внесение существенных изменений в Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", а также в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.
Рассмотрим основные новеллы нового Закона. Прежде всего совершенствуется порядок трансграничной передачи персональных данных (новая редакция ст. 12 Федерального закона "О персональных данных"). В настоящее время по данным Роскомнадзора, более 2,5 тыс. операторов персональных данных осуществляют трансграничную передачу персональных данных российских граждан в недружественные страны, где не обеспечивается их должная защита. Нормы российского законодательства не регулировали трансграничную передачу персональных данных российских граждан и не обеспечивали должным образом их защиту в иностранных государствах.
Новая редакция ст. 12 Федерального закона "О персональных данных" устанавливает, что в перечень иностранных государств, обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных, включаются государства, являющиеся сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. В этот перечень входят также иностранные государства, не являющиеся сторонами названной Конвенции Совета Европы при условии соответствия положениям Конвенции действующих в соответствующем государстве норм права и применяемых мер по обеспечению конфиденциальности и безопасности персональных данных при их обработке.
Еще до начала трансграничной передачи персональных данных оператор обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять трансграничную передачу персональных данных. Закон определяет перечень содержащихся в таком уведомлении сведений: правовое основание и цель трансграничной передачи и обработки персональных данных; категории и перечень передаваемых персональных данных; категории субъектов персональных данных, чьи данные передаются; перечень иностранных государств, на территории которых планируется трансграничная передача персональных данных и другие сведения.
Закон предусматривает, что по решению уполномоченного органа власти трансграничная передача персональных данных может быть запрещена или ограничена в исключительных случаях.
Решение о запрете или ограничении трансграничной передачи персональных данных может быть принято в определенных законом целях: защиты основ конституционного строя Российской Федерации и безопасности государства; обеспечения обороны страны; защиты экономических и финансовых интересов Российской Федерации; обеспечения дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты прав, свобод и интересов граждан Российской Федерации, суверенитета, безопасности, территориальной целостности страны. Как видно, перечень оснований запрета или ограничения трансграничной передачи персональных данных является закрытым и не допускается его расширение.
Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий самостоятельно функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных. Речь идет о Роскомнадзоре.
Закон подробно регламентирует порядок взаимодействия оператора и Роскомнадзора в случае неправомерной передачи, предоставления или распространения персональных данных, в результате которых произошло нарушение прав субъектов персональных данных (ч. 3.1 ст. 21 Закона). В этом случае Закон установил сокращенные сроки реагирования оператора на указанные нарушения прав субъектов персональных данных.
Оператор обязан уведомить уполномоченный орган о произошедшем инциденте и о его причинах, а также о принятых мерах по устранению последствий неправомерной передачи (предоставления или распространения) персональных данных в течение 24 часов.
В течение 72 часов оператор обязан сообщить сведения о лицах, действия которых стали причиной выявленного инцидента.
Новый порядок трансграничной передачи данных будет применяться с 1 марта 2023 года. Но операторов, которые уже сейчас передают данные за границу, Закон обязал направить в Роскомнадзор уведомление о трансграничной передаче до этой даты, чтобы в дальнейшем не приостанавливать свою деятельность. Уведомлять оператор должен один раз для каждой страны, в которую будут передаваться данные, а не о каждой транзакции. Для удобства операторов персональных данных на сайте Роскомнадзора доступны специальные электронные формы подачи уведомлений различного содержания: об утечке персональных данных; о трансграничной передаче персональных данных. Такие меры призваны повысить уровень защищенности личной информации российских граждан от возможных утечек, а также позволить Роскомнадзору более оперативно реагировать на факты компрометации данных <3>.
--------------------------------
<3> Публикация на сайте https://rkn.gov.ru/ по состоянию на 01.09.2022 (дата обращения: 12.11.2022).
Соответствующие изменения внесены также и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" <4>. Устанавливается, что персональные данные, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), могут быть предоставлены третьим лицам только с согласия по заявлению физического лица - субъекта таких данных (новая ст. 36.3 Федерального закона N 218-ФЗ). Для этого в ЕГРН вносится соответствующая запись на основании заявления физического лица (владельца), за которым в ЕГРН зарегистрировано право. Такое заявление может подать лицо, в пользу которого зарегистрированы ограничения права или обременения объекта недвижимости (например, арендатор помещения).
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" // Собрание законодательства РФ. 20.07.2015. N 29 (часть I). Ст. 4344.
Законодательное закрепление правила о предоставлении третьим лицам содержащихся в ЕГРН персональных данных только с письменного согласия субъекта таких данных является важнейшей гарантией защиты персональных данных граждан. Можно сделать вывод, что законодатель изменил подход к принципу открытости сведений, содержащихся в ЕГРН.
Причем это изменение принципа открытости сведений в Едином государственном реестре недвижимости произошло в пользу граждан - субъектов персональных данных. Действующая редакция ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными, если иное не установлено законом.
Рассматриваемый Федеральный закон от 14.07.2022 N 266-ФЗ содержит новую редакцию ч. 5 ст. 7 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которой сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными в пределах, установленных законом.
К персональным данным, которые содержатся в ЕГРН и могут быть предоставлены только по заявлению субъекта таких данных, относятся сведения о фамилии, об имени, отчестве и о дате рождения физического лица, за которым в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано право, либо ограничение права или обременение на соответствующий объект недвижимости.
Указанные персональные данные гражданина также предоставляются в составе выписки из Единого государственного реестра недвижимости нотариусам в предусмотренных федеральным законом случаях, кадастровым инженерам. Кроме названных лиц персональные данные из ЕГРН предоставляются также иным лицам, исчерпывающий перечень которых содержится в Федеральном законе (новая ст. 36.3 Федерального закона N 218-ФЗ). Рассмотрим некоторые категории лиц, которые вправе получить персональные данные гражданина из реестра (всего Закон предусмотрел 10 таких категорий лиц).
Вправе получить из ЕГРН персональные данные владельца недвижимости лица, которые наряду с гражданином владеют недвижимым имуществом на праве общей собственности. Очевидно, что прежде всего к этим лицам относятся супруг и другие члены семьи этого гражданина, владеющие объектом недвижимости на праве общей собственности.
Право получить из реестра персональные данные имеет также собственник объекта недвижимости в отношении гражданина, являющегося правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости. Это возможно при условии, что в ЕГРН содержатся сведения о расположении указанного объекта недвижимости на данном земельном участке. Рассматриваемая норма применяется в случае, когда собственник объекта недвижимости (например, дома) не является собственником земельного участка, где находится объект недвижимости.
Правом получить из ЕГРН персональные данные владельца недвижимости Закон наделил также арендатора в отношении гражданина, являющегося арендодателем. Соответственно арендодатель также наделен таким правом в отношении гражданина, являющегося арендатором. Получить такие персональные данные из реестра арендодатель и арендатор могут при условии наличия записи о государственной регистрации договора аренды в Едином государственном реестре недвижимости. Тем самым на законодательном уровне усилено значение акта государственной регистрации договора аренды недвижимости.
Таким образом, предусмотренное Федеральным законом ограничение доступа к персональным данным физического лица, содержащимся в ЕГРН, представляется необходимым и востребованным нововведением, направленным на обеспечение неприкосновенности сведений о частных лицах. Рассмотренные изменения, внесенные в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости", вступают в силу с 1 марта 2023 года.
Интересной новеллой рассматриваемого Закона является норма о том, что выписка из ЕГРН, содержащая персональные данные правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права (обременения) объекта недвижимости, может быть проверена любым лицом посредством официального сайта на предмет действительности содержащейся в ней информации о правообладателе объекта недвижимости.
Сведения, содержащие персональные данные правообладателя объекта недвижимости (ч. 1 ст. 36.3 Федерального закона), предоставляются нотариусу в составе выписки из ЕГРН в связи с совершением им нотариального действия по удостоверению факта наличия в ЕГРН сведений о фамилии, об имени, отчестве и о дате рождения гражданина - правообладателя объекта недвижимости. Для совершения нотариусом указанного действия необходимо письменное заявление лица, которому такие сведения необходимы для защиты своих прав и законных интересов, либо письменное совместное заявление правообладателя объекта недвижимости и иного заинтересованного лица в случае, если таким лицам указанные сведения необходимы для совершения сделки с объектом недвижимости. Нотариальные действия по удостоверению факта наличия в ЕГРН персональных данных владельца объекта недвижимости являются новыми для российского законодательства.
В связи с нотариальными действиями нотариуса по удостоверению факта наличия в ЕГРН персональных данных правообладателя объекта недвижимости корреспондирующие изменения также внесены в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 <5>. Названные изменения вступают в силу с 1 марта 2023 года.
--------------------------------
<5> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 // Российская газета. 13.03.1993. N 49.
Глава XIV Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы о нотариате) дополнена новой ст. 85.1, регламентирующей удостоверение нотариусом факта наличия сведений в Едином государственном реестре недвижимости.
Основанием для запроса нотариусом выписки из ЕГРН, содержащей персональные данные гражданина - правообладателя объекта недвижимости или лица, в пользу которого зарегистрированы ограничения права (обременения) объекта недвижимости, является письменное заявление лица, которому такие сведения необходимы для защиты своих прав и законных интересов. Закон допускает также письменное совместное заявление правообладателя объекта недвижимости и иного заинтересованного лица, если таким лицам указанные сведения необходимы для совершения сделки с объектом недвижимости.
Наличие указанных сведений в реестре нотариус удостоверяет свидетельством.
Закон детально регламентирует требования к письменному заявлению заинтересованного лица, которое обязано представить нотариусу письменные доказательства о наличии обстоятельств, достаточных для получения выписки. Законом установлен перечень таких обстоятельств, наличие которых заинтересованное лицо должно доказать. Рассмотрим перечень данных обстоятельств.
Первым таким необходимым для получения выписки обстоятельством является наличие договора, сторонами которого являются заявитель и правообладатель (или лицо, в пользу которого зарегистрированы ограничения или обременения). Предметом такого договора является совершение работ (оказание услуг) в отношении объекта недвижимости, принадлежащего правообладателю. Кроме этого, предметом такого договора может быть передача заявителю во владение и (или) пользование такого объекта недвижимости. Например, к таким договорам можно отнести договор аренды помещения и договор безвозмездного пользования.
Другим необходимым для получения выписки обстоятельством является наличие предварительного договора, сторонами которого являются заявитель и собственник объекта недвижимости. Предметом этого предварительного договора является обязательство заключить в будущем договор об отчуждении такого объекта заявителю. Например, стороны заключили предварительный договор купли-продажи дома с намерением совершить в будущем сделку.
Если рассмотренные выше обстоятельства, необходимые для получения заинтересованным лицом выписки из ЕГРН, не вызывают сомнений, то два других обстоятельства требуют дополнительных разъяснений.
В качестве таковых закон (ст. 85.1 Основ о нотариате) называет: намерение заявителя обратиться в суд за защитой своего права на участие в приватизации объекта недвижимости; намерение заявителя обратиться в суд за возмещением причиненного ущерба его личности или имуществу, если для возмещения такого ущерба необходимы сведения об объекте недвижимости и о его правообладателе. Сложно представить, каким способом заинтересованное лицо будет доказывать эти намерения.
К числу обстоятельств, необходимых для получения заинтересованным лицом выписки с персональными данными из реестра закон относит наличие у заявителя предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для обращения взыскания на принадлежащий правообладателю на праве собственности объект недвижимости.
С учетом приведенной формулировки можно сказать, что перечень обстоятельств, достаточных для получения заинтересованным лицом выписки с персональными данными из Единого государственного реестра недвижимости, является открытым.
Если отсутствуют основания для предоставления заявителю содержащихся в ЕГРН сведений о правообладателе объекта недвижимости (или о лице, в пользу которого зарегистрированы обременения в отношении данного объекта), нотариус выдает заявителю мотивированный отказ в предоставлении таких сведений. В этом случае заявитель может обжаловать отказ нотариуса в судебном порядке.
Рассмотренные в данной статье основные новеллы Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 266-ФЗ позволят повысить общий уровень защищенности персональных данных наших граждан и послужат важной гарантией обеспечения конституционного права на неприкосновенность частной жизни.